Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018
116 представителей высшего света – в противовес военному быту простых людей. Кроме того, одна из проблем, исходящих из темы войны, является проблема ложного и истинного, «вечного» и преходящего в жизни челове‐ ка. Подобное откровение приходит к Андрею Болконскому в одном из знаменательных эпизодов, описывающем Аустерлицкое сражение, в обра‐ зе «высокого, бесконечного неба», противопоставленного «озлобленным и испуганным лицам» воюющих сторон – от рядовых солдат, борющихся за банник, до «маленького и ничтожного» Наполеона с «сиюминутными» ин‐ тересами; в этот момент разрушается «стена» между человеком и истиной. Более радикально истина окончательно являет себя людям при гибели го‐ рода во время бомбардировки в повести‐антиутопии Брэдбери «451° по Фаренгейту», заставив исчезнуть «огромные радио‐ и телевизионные станции с их бездной красок, света и пустой болтовни», холодные зер‐ кальные стены телеэкранов, заменившие собой людей и правду. Однако Болконский за моменты до поражения во время Аустерлицкой битвы и откровения еще отчасти подчинялся действию «ауры» «парадности» и ложных настроений и идей, главный же герой повести Брэдбери, «по‐ жарный» и борец с «неугодными, опасными для общества» книгами Гай Монтэг, пришел к правде до кульминации, сумев разобраться в своих ошибках и определив, что неверно. Тем не менее, окончательное его нрав‐ ственное очищение и самоопределение происходит после исчезновения города, частью которого некогда был Монтэг, подобно тому, как князь Ан‐ дрей окончательно приходит к правде и всепрощению непосредственно перед смертью во время Отечественной войны. Но если Болконский, по‐ знав все свои ошибки, умирает со знанием истины, перешедшим к нему от других людей, то задача Монтэга теперь – явить людям истинный лик этих ошибок и уберечь мир от совершения ошибок новых, став живой «памя‐ тью» человечества. Проблема истинного и ложного связана с проблемой самоопределе‐ ния и умения оставаться собой независимо от влияния окружения, об‐ стоятельств. При всем различии ситуаций, мест и времени, к которому принадлежат герои произведений Толстого и Брэдбери (Россия в период наполеоновских походов и Отечественной войны в «Войне и мире» и вы‐ мышленный тоталитарный город будущего в «451° по Фаренгейту») пер‐ сонажи находятся на определенной ступени поиска самого себя; кроме то‐ го, к самоопределению и Болконского, и Монтэга подталкивают люди, са‐ ми отличные от общества, но не бунтующие против него, а являющиеся самими собой, за рамками «норм» общества, по своей природе – это Наташа Ростова, свободная, умеющая радоваться жизни в самых, казалось бы, не‐ значительных ее проявлениях, сопереживающая человеку независимо от его статуса и положения, в романе Толстого и Кларисса Маклеллан, увле‐ ченная природой и книгами, тонко чувствующая эмоции, в повести Брэд‐ бери. Несмотря на то, что судьбы девушек диаметрально разные, отчасти именно эти героини своеобразием своего морального облика заставляют
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=