Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

114 же самые, казалось бы, неприметные и незначительные детали. Здесь на‐ шли отражение и «чёрное, низко срезанное платье», и «точеная крепкая шея», и «маленькая гирлянда анютиных глазок». Однако внешность заглавной героини в самых первых черновых вари‐ антах кардинально отличается от оригинала. «Некрасивая, с низким лбом...и слишком толстая»‐так описывает Толстой Каренину изначально. Поэтому не раз возникал вопрос – а была ли Гартунг истинным прототи‐ пом внешности Карениной? Точный ответ невозможно было бы найти, ес‐ ли бы не черновые варианты с самыми первыми набросками будущего романа. В них Толстой прямо называл главную героиню фамилией «Пуш‐ кина»,тем самым делая отсылку к Марии Александровне. Однако с кого же взят портрет Карениной в ранних вариантах произведе‐ ния? Жена Льва Николаевича предположила, что изначально Толстой изобра‐ зил внешность Анны Степановны Пироговой‐ экономки их соседа Бибикова, имя которой, как считают многие, было позаимствовано Карениной. В своём дневнике Софья Андреевна описывает Пирогову как женщину «полную, брю‐ нетку...не красивую, хотя очень привлекательную». И хотя вскоре во внешности Карениной происходят сильные изменения, её трагическую судьбу решает случай, произошедший именно с Пироговой. Несчастная любовь к Бибикову привела Анну Степановну к страшной гибели. Под предлогом навестить своих родственников она покидает его дом. Однако до Тулыженщина не доезжает. На ближайшей станции ‐ Ясенки, она бросается под товарный поезд. С. А. Толстая пишет в своих воспоминаниях о том, что Толстой лично видел «разрезанное» тело несчастной. Ужасное впечатление оказалось настолько сильным, что впо‐ следствии писатель воспроизвёл его в сцене гибели АнныКарениной. Анна Каренина является далеко не единственным толстовским пер‐ сонажем, имеющим свои прототипы. Лев Николаевич не раз объединял в образах своих героев судьбы и характеры реально существующих людей. Именно это доказывает, что его персонажи – не набор хрестоматийных черт, на которых строятся литературные образы. Напротив, это живые люди со всеми своими мыслями, чувствами и неоднозначностью поступ‐ ков, перенесённые на страницы толстовских произведений. И именно за счёт этого творчество Толстого правдоподобно и близко читателю. Литература 1. Ломунов, К. Н. Лев Толстой. Очерк жизни и творчества / К. Н. Лому‐ нов.– М.: Дет. лит., 1978. 2. Шифман, А. И. Страницы жизни Льва Толстого /А. И. Шифман.–М.: Сов. Россия, 1983. 3. Кузминская, Т. А. Моя жизнь дома и в Ясной Поляне/ Т. А. Кузмин‐ ская.– М.: Правда,1986. 4. Эйхенбаум, Б. М. Лев Толстой: Исследования. Статьи / Б. М. Эйхенба‐ ум.– СПб.: Фак. филологии и искусств СПбГУ, 2009. 5. Толстая, С. А. Дневник / Толстая С. А. – М.: Худож. лит., 1978.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=