Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

113 А. В. Орехова, студент II курса очной формы обучения факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л. Н. Толстого (Тула, Россия) Научный руководитель – Д. А. Романов ТУЛЬСКИЕ ПРОТОТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ Л. Н. ТОЛСТОГО (часть первая) Произведение Л. Н. Толстого «Анна Каренина» стало воплощением желания писателя создать образ женщины из высшего общества того вре‐ мени. Неожиданно явившееся перед писателем видение, а точнее тот са‐ мый женский образ, который после преследовал его «дни и ночи», стано‐ вится отправной точкой для воплощения в жизнь данного романа. Слож‐ ное, многогранное произведение стало результатом длительной работы писателя. Изначально Толстой хотел изобразить заглавную героиню «жалкой и не виноватой». Однако в процессе написания её образ, характер и судьба постепенно изменяются. Меняется и отношение автора к ней. Ес‐ ли первоначально Толстой стремился наделить Анну некой вульгарно‐ стью, то в дальнейших редакциях её образ кардинально изменяется, «всё более возвышается и становится сложнее». Неоднозначность этого образа, невозможность определить, является ли главная героиня персонажем от‐ рицательным или положительным – всё это до сих пор остаётся темой для споров, которые не утихают с момента публикации произведения. Очень часто Толстой создавал героев своих книг, опираясь на судьбы реально существующих людей. Но, как было отмечено его сыном, Сергеем Львовичем, писатель никогда не изображал точный портрет человека на страницах своих произведений. Из черт характера и судеб абсолютно раз‐ ных людей складывалась мозаика, впоследствии составляющая образ того или иного персонажа. Анна Каренина, как и большинство действующих лиц толстовских книг, является собирательным образом. Однако на вопрос, с кого же имен‐ но писатель рисовал главную героиню, невозможно дать точный ответ. Опираясь на дневниковые записи и черновики, можно сказать, что в осно‐ ву легли сразу три прототипа, каждый из которых стал очень важной со‐ ставляющей всего образа в целом. Принято считать, что своей внешностью Анна Каренина обязана до‐ чери А. С. Пушкина‐ Марии Пушкиной (в замужестве Гартунг ). Сестра же‐ ны писателя, Т. А. Кузминская, делилась своими воспоминаниями о встре‐ че Толстого с Гартунг. Увидев её на балу, писатель был поражён её красо‐ той и «породистой» внешностью. Если сравнивать живописный портрет Гартунг и словесный портрет Анны Карениной, то можно заметить, как писатель перенёс внешность прототипа на страницы романа, сохраняя да‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=