Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

107 роде Караганда. Казахстанские впечатления поэта отражены в стихо‐ творении “Город в степи”. Рассмотрим стихотворение Н. А. Заболоцкого “Бегство в Египет” [1, c. 197]. Оно написано в 1955 году на сюжет спасения младенца Иисуса Хри‐ ста, которого иудейский царь Ирод хотел погубить. Поэт отталкивается от религиозно‐мифологической реальности и творчески описывает места, где находились персонажи и происходили события. Иными словами, создает мир художественного пространства, в котором сходятся “свое” и ”чужое”. В этой модели “Бегства в Египет” должны быть Иудея, где родился бу‐ дущий Спаситель, Иисус Христос; Египет, куда бежали с младенцем роди‐ тели, Мария и Иосиф; комната автора‐персонажа и лирического героя, в которую, как в рамку, вставлены его сновидения. “Расставляя” всех пер‐ сонажей и вещно‐предметные образы по своим местам, получим следую‐ щую картину мира: Комната/ обитель Иудея (“свое” простран- ство) Египет (“чужое” про- странство) Комната/ обитель Автор ангел‐хранитель лампа Младенец Иродова банда дом трущоба тень распятого горы Край далекий мать с Иосифом белый домик тень у сфинкса ослик у оливы светлый Нил ангелы, дети свирели Лирический герой ангел‐хранитель лампа Как видно, хотя Египет представляет чужой мир, где вынужденно пребывает “святое семейство”, но этот мир окрашен в светлые тона и противостоит мраку Иудеи, где по происшествии трех десятилетий Ии‐ сус Христос будет распят. Первый русский Нобелевский лауреат в области литературы И. А. Бу‐ нин (1870–1953) всю жизнь писал стихи и мечтал, чтобы его считали по‐ этом. Но в памяти современников и потомков он все‐таки остался писате‐ лем – автором непревзойденной по стилю прозы: рассказов, повестей и ро‐ мана “Жизнь Арсеньева”. Современному читателю, наконец, доступны “Ока‐ янные дни” писателя, отразившие его гнев и боль о революции в России. На хуторе Бутырки Орловской губернии, как писал сам И. А. Бунин, “в глубочайшей тишине”, “летом среди хлебов, а зимой среди сугробов” про‐ шло его детство, “полное поэзии печальной своеобразной” . Он гордился важностью земли орловской: “отсюда вышли чуть ли не все величайшие русские писатели во главе с Тургеневым и Толстым” [2, с. 9]. Испытывая большой интерес к восточной культуре, писатель совер‐ шает в 1907 году путешествие в Египет, Сирию, Палестину. Он признавал‐ ся, что вообще любит Восток и восточную религию, чему и посвятил не‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=