Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

106 Н. С. Мергенбек, студент II курса очной формы обучения филологического факультета ЕНУ им. Л. Н. Гумилёва (Астана, Казахстан) Научный руководитель – Г. А. Шарипова МОТИВ ОТВЕРЖЕНИЯ ГЕРОЯ-ПРОРОКА В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XX ВЕКА В русской литературе особое место занимают тема и образ героя‐ пророка. А. С. Пушкин и В. К. Кюхельбекер, Н. А. Некрасов и Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев и Я. П. Полонский в поэзии, Л.Н. Толстой и В. С. Соловьев в философской прозе – таков далеко не полный перечень имен художни‐ ков слова XIX века, отразивших указанную тему в своем творчестве. Из‐ вестно, Л. Н. Толстой испытывал огромный интерес к образам древних пророков. В переживаниях о том, что нечего читать на русском языке, на‐ пример, о древнеиндийском подвижнике Будде, писатель начинает соби‐ рать материалы о нем с середины 1880‐х годов и работает над созданием произведения в течение двадцати лет, правда, с перерывами. Рассказ “Будда” был опубликован в предпоследней книге яснополянского отшель‐ ника – книге, которая называется “Круг чтения”(1906). Без преувеличения, толстовский образ Сидхарты‐Будды, героя, просветленного поисками и узнаванием истины, открывает галерею героев‐пророков в русской лите‐ ратуре XX века. В предлагаемой статье рассматриваются такие произведения И. А. Бу‐ нина и Н. А. Заболоцкого, которые посвящены образам героев‐пророков и обогащают современные представления о мифопоэтической истории народов мира, позволяют судить о нравственных коллизиях отвержения тех, кто выбрал идею служения человечеству, кто стал религиозно‐ нравственным реформатором. Н. А. Заболоцкий (1903–1958) гордился своей родословной. Его дед был николаевский солдат, отец – сельский агроном. Детские годы буду‐ щего поэта прошли в селе Сернур Вятской губернии. Здесь он окончил три класса начальной школы, здесь отложились впечатления от красоты окружающей природы, здесь он начал писать стихи. Семилетним ребен‐ ком Николай Заболоцкий выбрал свой будущий путь – профессию поэта. Ради служения поэзии, искусству слова, семнадцатилетний Н. А. Забо‐ лоцкий уезжает в Петроград. Он учился в Педагогическом институте имени А. И. Герцена на отделении языка и литературы, после заверше‐ ния которого служил в армии. В марте 1938 года поэт был арестован и по ложному обвинению приговорен к заключению в сталинские лаге‐ ря. Освобожденный из заточения в 1944 году Н. А. Заболоцкий не имел права переезда в Россию. Довелось ему жить на поселении и у нас, в го‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=