Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

101 руждать себя какими‐либо действиями. Однако все требуют от него дейст‐ вий: съехать с квартиры, поехать в деревню и решить вопрос с хозяйством. Не о такой жизни мечтал Илья Ильич. «Для Константина Левина деревня была место жизни, то есть радо‐ стей, страданий, труда…» [6, с. 251]. Смысл жизни Левина заключен в тру‐ де, а в деревне люди трудятся постоянно, в полную мощь. Именно поэтому для него невозможна жизнь в городе, где люди, если и трудятся, то только умственно. Левин категорически отрицает возможность жизни в городе и оценивает жизнь в деревне только с положительной стороны. «Мы в де‐ ревне стараемся привести свои руки в такое положение, чтоб удобно было ими работать; для этого обстригаем ногти, засучиваем иногда рукава. А тут люди нарочно отпускают ногти, насколько они могут держаться, и прицепляют в виде запонок блюдечки, чтоб уж ничего нельзя было де‐ лать руками» [6, с. 40]. Левин так говорит о Москве: «Москва есть Вавилон» [6, с. 55]. Здесь Толстой обращается к словам пророка Иеремии: «Бегите из среды Вавилона и спасайте каждый душу свою, чтобы не погибнуть от беззакония его, ибо это время отмщения у Господа: «Он воздает ему воздаяние» (Иер. 51:6). Кроме того, название имения Левина‐Покровское названо в честь церковного праздника – Покрова Божьей матери. Оно ассоциативно связа‐ но с защитой, со свадьбой, с материнством. Таким образом, если Покровское и Обломовка – рай, то теряют этот рай герои в городе. И если Левин остается верен своему имению, так как «…дом этот был целый мир для Левина», и лишь ненадолго переезжает в Москву, то его братья Николай и Сергей навсегда потеряли этот рай. Обломов «возвращает рай», однако не в том виде, в каком он был из‐ начально. «Вглядываясь, вдумываясь в свой быт и все более и более обжи‐ ваясь в нем, он наконец решил, что ему некуда больше идти, нечего искать, что идеал его жизни осуществился, хотя без поэзии, без тех лучей, кото‐ рыми некогда воображение рисовало ему барское, широкое и беспечное течение жизни в родной деревне, среди крестьян, дворни. Он смотрел на настоящий свой быт, как продолжение того же обломовского существова‐ ния, только с другим колоритом местности и, отчасти, времени» [1, с. 57]. Брат Константина Левина Сергей Иванович Кознышев так и не сумел создать собственный дом. Кознышев – человек, который живет общест‐ венной жизнью. В такой жизни Толстой видит «угрозу той настоящей, на‐ туральной жизни, где все «сопряжено» естественным образом и где рассу‐ ждения человека выстраданы жизнью» [3, с. 120]. Сергей Иванович приез‐ жает в деревню с целью отдохнуть от труда и принять «полезное противо‐ ядие испорченности, которое он принимал с удовольствием и сознанием его пользы» [3, с. 251]. То есть он сам осознает испорченность города и пользу деревни, но делает выбор в пользу первого. Он долгое время на‐ ходится в гостях у брата и получает наслаждение от семейных радостей, предоставляемых ему Покровским.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=