Межвузовские VIII Толстовские студенческие чтения с международным участием 2018

100 А. О. Гокадзе, студент V курса очной формы обучения Института филологии, журналистики и межкультурной коммуникации ЮФУ (Ростов-на-Дону, Россия) Научный руководитель – Т. В. Ушакова МОТИВ ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И И. А. ГОНЧАРОВА Мотиву дома уделяется большое внимание в русской литературе. Пер‐ вым к нему обратился Д. И. Фонвизин в «Недоросле» еще в 18 веке. После него к мотиву дома обращались в разное время А. С. Пушкин («Евгений Оне‐ гин»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), И. А. Гончаров («Обломов»), М. А. Булгаков («Белая гвардия»). Для исследования мы выбрали романы «Анна Каренина» Л. Н. Толсто‐ го и «Обломов» И. А. Гончарова, так как они написаны приблизительно в одно время. Для анализа выбраны семьи, живущие в одних условиях. С образом дома тесно соприкасается понимание всего родного и близ‐ кого для человека: семья, род. По этой причине еще в самые древние вре‐ мена изба, дом имели огромное значение для человека. Дом также вклю‐ чал в себя явления, связанные с культурной организацией жизни: хозяй‐ ство, быт семьи или народа, наследство, иерархию, порядок. Изображение дома, его обстановки, атмосферы помогают лучше понять героя, узнать причины его поступков, поведения. Героев романа «Анна Каренина» можно отнести к одному из двух по‐ люсов: дома и недома. Персонажи, имеющие дом и семью обеспечены по‐ стоянством, стабильностью в этом мире. Дом – убежище, созданное собст‐ венными усилиями героев. Потеряв семью, доверительные отношения внутри нее, герои теряют дом и поддержку. «Нет, нет, сойтись нельзя. Если мы и останемся в одном доме – мы чужие. Навсегда чужие!» [6, с. 16]. В связи с этим в «Анне Карениной» мы встречаем противопоставление «рай‐потерянный рай». Такое же противопоставление мы заметили и в «Обломове» И. А. Гончарова. Читая сон Ильи Ильича Обломова, мы узнаём о деревне Обломовке, где он провёл своё детство. Этот «чудный край» – идеал Дома для Обломо‐ ва. Здесь природа гармонирует с жизнью людей, ничем не обездоленных. Здесь господствует атмосфера умиротворённости и безмятежности. «Из‐ мученное волнениями или вовсе незнакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому неведомым сча‐ стьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны во‐ лос и незаметную, сну подобную смерть» [1, с. 28]. Обломов теряет этот рай, когда переезжает в город, в Петербург. В доме на Гороховой улице Обломов пытается жить мирно и не желает ут‐

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=