МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
205 ции, характерные для человека: «был обижен», «с горечью ли думал», «с свойственной старикам презрительной и молчаливой гордостью», «я чувствовал себя счастливым» и т. д. А иногда эмоции пегого мерина бук- вально «читались с лица»: «выражение лица было строго-терпеливое, глу- бокомысленное и страдальческое», «на лице его выразилось отвратитель- ное слабое озлобление бессильной старости, потом отчаяние». Эмоции пегого мерина можно разделить на две группы: положитель- ные, выраженные краткими прилагательными (рад, приятен) , и отрица- тельные, которые представлены и краткими причастиями (обижен) , и аб- страктными существительными (горечь, радость, скука) и т. д. Л. Н. Толстой также дает Холстомеру характеристику, отражающую его состояние и мнение других лошадей о нем: «гадкая и величественная старость», «был всегдашним мучеником и шутом молодежи». Данная ха- рактеристика основывается на приеме антитезы, противопоставления: «Он был стар, они были молоды, он был худ, они были сыты, он был ску- чен, они были веселы» . Это нужно было Толстому для того, чтобы показать отчужденность мерина, его непохожесть на других, показать, что он был для остальных лошадей «странно фантастическое существо». Подведем итоги. Во все времена писатели рассуждали о мире природы, о месте человека и животного в нем, используя анималистические мотивы в своих произведениях. Образ животного при этом часто «очеловечивает- ся». Так, например, очеловечен главный персонаж повести Л.Н. Толстого «Холстомер». Внешность лошади описана обстоятельно и подробно. Для описания автор использует различные части речи. Но более детально Тол- стой прорисовывает «человеческий, глубокомысленный» образ мерина, используя при этом большую группу глаголов речемыслительной деятель- ности и даже фразеологизмы. Пегий мерин предстает мыслителем, раз- мышляющим о судьбах человечества. И в этом уникальность и неповтори- мость этого «странно фантастического существа». Литература 1. Гюнтер, Ханс. «Смешение живых существ»: человек и животное у А. Платонова / Ханс Гюнтер // Новое литературное обозрение. – 2011. – № 111. – С. 91–105. – Библиогр.: с. 103–105. 2. Марков, В. О. О поэтах и о зверях / В. О. Марков // Опыты. – 1955. – № 5. – С. 68–80. 3. Ничипоров, И. Мир глазами животного («Холстомер» Л. Н. Толсто- го и «Сны Чанга» И. А. Бунина) // Историко-литературное наследие. Рос- сийское научное издание. – 2010. – № 4. – С. 90–95. 4. Никитина, Е. М. Анималистическая образность как культурологи- ческий аспект изучения творчества М. А. Шолохова в образовательном пространстве / Е. М. Никитина // Образование и общество. – 2014. – № 5 (88). – С. 117–119.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=