МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

204 Холстомер – прозвище старого, больного коня, имя которого Мужик Первый. Толстой детально создает (прорисовывает) «отталкивающий» об- раз: «оплывшая правая нога», «своими погнутыми … ногами», «на … ко- стлявой спине» и т. д. Дряхлость пегого мерина подчеркивается и его дви- жениями: «ковылял, припадая на одну ногу». И, конечно же, стоит сказать и о звуковом плане – «слабое, старческое ржание» . Итак, при создании образа лошади Толстой использует следующие языковые средства: существительные, называющие части тела мерина (живот, уши, ноги, голова, спина, хвост, копыта, губы, брюхо) или же из- даваемые им звуки (ржание) ; прилагательные (пегий, костлявый, слабый, старческий) и причастия (оплывший, погнутый, прорванный, оголенный), характеризующие части тела животного; глаголы (вздохнуть, жевать, ступать, ковылять, помахивать) и деепричастия (помахивая, принюхива- ясь, припадая, играя), с помощью которых Л. Н. Толстой придает образу пегого мерина динамичность. Все эти языковые средства помогают автору «нарисовать портрет» старой, безобразной, никчемной лошади. Перейдем к характеристике человеческих черт. Уже с первых страниц Холстомер предстает перед нами как мыслитель, аналитик, знающий при- вычки своего табунщика [3, c. 93]: «Знаю: … он ... закурит свою деревян- ную трубочку … я рад этому… мне приятен этот запах… – рассуждал мерин ». Способность мыслить выражается прежде всего глаголами. По- этому неслучайно, что в речи мерина преобладают глаголы речемысли- тельной деятельности, образующие большую группу слов. Это глаголы знал, думал, проговорил, понимал, помнил, размышлял, задумывался, на- блюдал, рассуждал и т. п. Примечательно и то, что Холстомер использует в своей речи устойчивые выражения: «не в новость страдать», «не в оби- ду будет сказано» и т. д. , которые делают речь мерина выразительной. Над чем же размышляет главный герой? «Над несправедливостью людей, … о непостоянстве материнской и вообще женской любви, и глав- ное,… над свойствами той странной породы животных, которых мы на- зываем людьми…». Размышления лошади приводят ее к глобальному вы- воду: «…мы … стоим в лестнице живых существ выше, чем люди…». Таким образом, мерина интересуют человек, человеческая сущность и природа человеческих отношений. Холстомер обладает манерами, которыми был наделен с рождения: «в знак благодарности и удовольствия, закрыл глаза», «притворялся из де- ликатности» и т. д. Манеры изображены с помощью абстрактных суще- ствительных, которые, обозначая отвлеченные понятия, также дополняют образ главного героя. Мерин даже обладает чувством прекрасного: «Лю- бовница была красавица, и он был красавец, и кучер у него был красавец. И я всех их любил за это». Но также он может испытывать и другие эмо-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=