МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

203 тающие таковое в контексте, помогает молодому писателю создать образ Николеньки Иртеньева как тонкой и чувствительной натуры. Умелое использование Л. Н. Толстым языковых средств в создании эмоционального состояния мальчика помогает читателю глубоко проник- нуть в душевный мир маленького героя и понять особенности его личности. В. А. Носкова Государственный социально-гуманитарный университет (г. Коломна) Научный руководитель – И. Н. Политова ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ХОЛСТОМЕРА В ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО Тема анималистической образности в творчестве русских писателей затрагивалась в разные времена неоднократно, о чем подробно рассказыва- ет Е. М. Никитина [4, c. 118]. Используя анималистические мотивы, сюже- ты и типы в своих произведениях, писатели рассуждали о мире природы, о месте человека и животного в нем. В русской классической литературе достоинство животных играет видную роль. Лошадь, вне всяких сомнений, стоит на первом месте. В. Марков отмечает, что «чаще всего лошадь выступает как символ чело- веческого страдания, <…> лошадь “человечнее” человека, и в образе ее страдания больше благородности и художественной силы» [2, c. 73]. Х. Гюнтер, рассказывая о традиции анимализма в русской литературе, упоминает стихи Н. А. Некрасова о лошади-калеке, рассказ А. И. Куприна «Изумруд», в котором красавец скакун пострадал из-за подозрения в «не- чистокровности». Авторы придерживаются одного принципа – изображе- ние бытия глазами животного, попытка выразить свои собственные мысли через восприятие животного [1, c. 103]. В повести «Холстомер» Л. Н. Толстой продолжает развивать образ животного в литературе. Повесть была опубликована с подзаголовком «История лошади» и является метафорическим рассказом пегого мерина Холстомера о своей нелегкой долгой жизни. Толстой «очеловечивает» лошадь. В образе Холстомера соединяются два начала – животное и че- ловеческое. Двойственность образа главного героя позволяет выявить черты жи- вотного и черты человека в нем. В данной статье мы попытаемся выделить две языковые группы, с помощью которых Толстой создает правдоподоб- ный образ лошади, умеющей мыслить.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=