МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

202 Проиллюстрируем это примерами, которые ярче всего показывают эту особенность толстовского текста. Пример использования глаголов. Приведенный ниже отрывок демон- стрирует чувства Николеньки при прощании с матерью во время отъезда из родной деревни на обучение в Москву: «Когда я услыхал этот голос, увидал ее дрожащие губы и глаза, полные слез, я забыл про все и мне так стало грустно, больно и страшно, что хотелось бы лучше убежать, чем прощаться с нею <…> Наконец я обнял ее и, прильнув к ней, плакал, пла- кал, ни о чем не думая, кроме своего горя <…> Я же захлебывался от слез, и что-то так давило мне в горле, что я боялся задохнуться…». Глаголов, описывающих эмоциональное состояние персонажа, в этом отрывке немного ( плакал, плакал), однако остальные глаголы тоже эмо- ционально окрашены и передают именно настроение героя, например, ре- чемыслительный глагол забыл (от боли в момент прощания), модальный глагол хотелось в сочетании с глаголом убежать (от страха при прощании с матушкой), глагол движения обнял и деепричастие прильнув , также гла- голы захлёбывался (от слёз), давило (в горле), боялся задохнуться – все они подобраны автором не случайно. Эти лексемы направлены на то, чтобы показать, как страшно и грустно ребёнку покидать родной дом, родную матушку и всё, что окружало его в детстве. Пример использования слов категории состояния мы видим в этой же сцене. Николенька очень сожалеет об отъезде в Москву и в порыве чувств думает: « Жалко их! и Наталью Савишну жалко, и березовую аллею, и Фоку жалко! Даже злую Мими – и ту жалко! Все, все жалко!». Использование существительных проявляется ярче всего в эпизоде, повествующем о первой, настоящей любви – о любви Николеньки к Со- нечке: «Я в первый раз в жизни изменил в любви, и в первый раз испытал сладость этого чувства. Мне было отрадно переменить изношенное чув- ство привычной преданности на свежее чувство любви, исполненной та- инственности и неизвестности ». Вместе с существительными важную роль в этом отрывке играют та- кие средства, как сопоставление ( чувство преданности – чувство любви ), эпитеты-антонимы ( изношенное чувство – свежее чувство ), контекстные синонимы ( таинственность – неизвестность ). Очень ярко в этом и предыдущем примерах также просматривается использование автором такого средства, как лексический повтор ( плакал; жалко; чувство ). Автор делает «нажим» на слове, чтобы читатель обратил большее внимание именно на эту лексему, чтобы мог сильнее прочувство- вать то, что ощущает в данный момент главный персонаж повести. Таким образом, использование таких языковых средств, как сравне- ния, эпитеты, лексический повтор, а также слова разнообразных частей ре- чи, непосредственно выражающие эмоциональное значение или приобре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=