МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

198 дефиниций. Сравнительное изучение сказок, паремий, фразеологизмов ка- захского и русского языков позволило нам выделить особенности мен- тальных представлений народа, связанных с данным животным. Особый интерес для изучения представляет художественный текст, поскольку каж- дый автор по-своему репрезентирует данный концепт. По мнению О. Б. Беспаловой, «художественный концепт» – это «единица сознания по- эта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведений и выражает индивидуально- авторское осмысление сущности предметов или явлений» [1, с. 6]. Иссле- дователи биографии Л. Н. Толстого всегда подчеркивали его хорошее от- ношение к лошадям. Так, Н. Н. Гусев отмечает, что «была у Левочки боль- шая дружба и с лошадьми» и «все четыре лошади… были изучены мальчиком «до малейших подробностей и оттенков свойств каждой» [2, с. 78]. Это находит отражение и в искусстве: скульптура «Толстой верхом» Тру- бецкого, произведение Агаси Айвазяна «Разговор Льва Толстого с его лошадью». Исходя из вышесказанного, мы можем говорить об индивиду- ально-авторском осмыслении исследуемого концепта. Авторское видение наполняет известные всем нам понятия особенным смыслом. Тонкое чув- ствование мира поэтом или писателем приводит к появлению новых зна- чений, окказионализмов. В рамках нашего исследования было рассмотрено 5 сказок, 5 басен и 1 рассказ. Авторские сказки отличаются от народных наличием автора и постоянством текста. Басни Эзопа в переводе Толстого являются вырази- тельными, краткими и понятными для детей. Обычно животное выступает в качестве аллегорического обозначения социально-психологических ти- пажей. Можно сделать своего рода классификацию, исходя из названий произведений. Во-первых, упоминание концепта в названии: представлено лексемами «лошадь», «конь», «кобыла». Подобранные к ним прилагатель- ные характеризуют со следующих сторон: качество характера («Упрямая лошадь», «Конь и кобыла») , взаимоотношения с другими животными («Волк и кобыла», «Осёл и лошадь») и человеком («Лошадь и конюх», «Лошадь и хозяева», «Мужик и лошадь») . Также нам представлена рабочая лошадь («Две лошади») и верный конь богатыря ( «Святогор-богатырь», «Вольга-богатырь»). В основе композиции сказок лежит противопостав- ление глупости и ума, лени и трудолюбия, хороших коней и кляч. Воспи- тание ребенка – это первостепенная цель сказки, поэтому при помощи об- раза коня автор прививает такие качества, как трудолюбие, честность, доброта. Читая сказки, мы знакомимся с образом жизни и быта народа, встречаемся с разными образами лошадей. Нередко с их помощью автор изображает типы разных людей, используя прием олицетворения. Вне за- висимости от того, входит лошадь в название произведения или нет, чита- тель сразу догадывается о наличии главного героя – лошади. К примеру,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=