МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

196 какие новые аспекты войдут в поле «Отрочество». Во-первых, в понима- нии автора-повествователя, с периодом отрочества связано проявление личности как индивидуальности, резко выражающей свое мнение о пере- менах во взглядах («Я молча смотрел на нее и удивлялся тому не детски грустному выражению, которое в первый раз встречал на ее розовеньком личике») [1, с. 104]. Во-вторых, поднимается тема взаимоотношений между братьями и первые размолвки (глава «Старший брат») [1]. Чувство одиноче- ства, уединения – новые коннотации, входящие в лексему «Отрочество». В толковом словаре Д. Н. Ушакова «отрочество, отрочества, мн. нет, ср. (книжн.). Переходный возраст между детством и юностью» [2]. Поми- мо этого, в словарной статье идет отсылка на трилогию Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество» и «Юность». В толковом словаре Ожегова «от- рочество, -а, ср. – возраст между детством и юностью; период жизни в та- ком возрасте» [3]. Самая объемная повесть из цикла– « Юность ». Она состоит из 45 глав. «Что я считаю началом юности» (глава 1), «Исповедь» (глава 6), «Я со- бираюсь делать визиты» (глава 17), «Университет» (глава 36), «Кутеж» (глава 39) [1]. «Но пришло время, когда эти мысли с такой свежей силой морального открытия пришли мне в голову, что я испугался, подумав о том, сколько времени я потерял даром, и тотчас же, в ту же секунду захо- тел прилагать эти мысли к жизни, с твердым намерением никогда уже не изменять им» [1, с. 165]. Так, мы делаем вывод о том, что юность, как конечный этап метамор- фозы ребенка во взрослого человека, представляет собой более насыщен- ную картину обозрения. Так, в юношеские годы человек осознает, что эта пора – пора весны («Весна», глава 2), пора более ответственная в учебном плане – каждый дворянин обязан получить образование (поэтому в повести 4 главы посвящены сдаче экзаменов), студенческая жизнь и большие на- дежды на ведение правильной жизни, и разочарование, постигшее героя, не сумевшего справиться со своей жизнью в свободном полете («Кутеж», глава 39) [1]. Д. Н. Ушаков дает такое толкование лексеме «юность»: «Юность, юности, мн. нет, жен. (книжн.) юный возраст» [2]. В словаре С. И. Ожегова дается определение слову «юноша»: «Мужчина в возрасте, переходном от отрочества к зрелости» [3]. Можно заметить, что словарные статьи так же отмечают переходный этап от ребенка ко взрослому человеку, но между ними мы находим глав- ное отличие: в словаре Д. Н. Ушакова юность – это юный возраст, в слова- ре же С. И. Ожегова отмечается переходный этап: от ребенка в стадию взрослого человека. Таким образом, можно заметить, что повесть Л.Н. Тол- стого ближе к словарной статье, приведенной С. И. Ожеговым. Кроме того, стоит отметить, что Дж. Биррен отмечает этап юности как четвертую фазу взросления (12–17 лет), за которой следует – ранняя взрослость (17–25 лет) [4],

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=