МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

194 Литература 1. Кожин, А. Н. Язык Л. Н. Толстого: Пособие по истории русского литературного языка / А. Н. Кожин. – М.: Высш. шк., 1979. 2. Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений / Л. Н. Толстой. – М.; Л.: Худож. лит., 1934. – Т. 18. 3. Шанский, Н. М. Современный русский язык / Н. М. Шанский, В. В. Иванов. – М.: Просвещение, 1987. И. А. Алиева Евразийский национальный университет им. Л. Н. Гумилева (г. Астана, Казахстан) Научный руководитель – Е. А. Журавлева ТРИЛОГИЯ «ДЕТСТВО», «ОТРОЧЕСТВО», «ЮНОСТЬ»: КОНЦЕПТ «ВРЕМЯ» В ТОЛСТОВСКОМ ТЕКСТЕ Время – абстракция, в которой существует человеческое общество. Предположение о существовании насыщенной одновременности подрыва- ет наше привычное понимание действительности, а, следовательно, время, создано для того, чтобы привести в порядок существующий хаос. Актуальность исследования категории времени в творчестве Л. Н. Толстого обусловлена тем, что вносимые Толстым в концепт «время» вероятные изменения привносят изменения и в семантическое поле «вре- мени» у нас, как у читателей. Мы можем проследить трансформацию воз- растных понятий «детство», «отрочество», «юность»: сравнить XIX век (через призму авторской концепции), начало XX века (Д. Н. Ушаков) и бо- лее современное толкование дефиниций в словаре под редакцией С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Объектом нашего исследования будет раннее творчество Толстого, а точнее – трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность». Первоначально трилогия должна была включать в себя 4 этапа жизненного пути человека, поэтому и жанр произведений должен был перерасти в роман с символиче- ским названием «4 эпохи развития». Задача исследования – определить дефиниции слов (детство, отроче- ство, юность) в чисто толстовском сознании, а также провести сравнитель- ный анализ со словарными единицами. Анализ проводится на основе тол- ковых словарей С. И. Ожегова и Д. Н. Ушакова. Обращение именно к трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность» обусловлено заданным заранее аспектом изучаемой и исследуемой лин- гвистической области – концепта времени в его многообразном и разветв-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=