МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
188 В этом примере лексема «белый» стоит в одном ряду контекстуально однородных определений «старые» и «пухлые». При описании отца В а- реньки белый цвет подчёркивает его возраст, имея значение «седой»: «Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбар- дами» [3, с. 14]. Белому цвету антонимичен чёрный, который преимущественно встре- чается во второй композиционной части рассказа, акцентируя семантиче- ский контраст его содержания: «Когда я вышел на поле, где был их дом, я увидал в конце его… что-то большое, чёрное… » [3, с. 13]; «Пройдя ша- гов сто, я из-за тумана стал различать много чёрных людей... Солдаты в чёрных мундирах стояли двумя рядами … и не двигались» [3, с. 14]. Чер- ному цвету сопутствует красный, в семантике которого в понимании мно- гих народов заложена сема «кровь»: «Это было что-то такое пёстрое, мокрое, красное, неестественное , что я не поверил, чтобы это было те- ло человека» [3, с. 14]; «И я видел, как он своей сильной рукой… бил по ли- цу… солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина» [3, с. 15]. В первой части рассказа «После бала» много прилагательных, выра- жающих сентиментальные чувства рассказчика: «Я был не только весел и доволен , я был счастлив, блажен , я был добр , я был не я, а какое-то не- земное существо, не знающее зла и способное на одно добро» [3, с. 10]; «Я же не только любовался, но с восторженным умилением смотрел на них» [3, с. 11]; «И я невольно соединяю его и её в одном нежном, умилен- ном чувстве» [3, с. 13]; «Вид его заспанного лица с спутанными волосами показался мне умилительно трогательным » [3, с. 13]. Наряду с полными именами прилагательными в тексте весьма употре- бительны краткие формы, которые в описаниях системы персонажей, вы- ступая в предикативной функции, выполняют ту же стилистическую роль: «А было то, что был я сильно влюблён » [3, с. 8] ; «Я был не только весел и доволен , я был счастлив, блажен , я был добр , я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро» [3, с. 10]; «Видно было, что он когда-то танцевал прекрасно, но теперь был грузен , и ноги уже не были достаточно упруги для всех тех красивых и быстрых па, которые он старался выделывать» [3, с. 11]. К сожалению, объём статьи не позволил рассмотреть особенности употребления имён прилагательных в рассказе Л. Н. Толстого «После ба- ла» в характеристике героев произведения более подробно. Однако, наде- емся, что даже прокоментированные нами наблюдения позволяют сделать вполне конкретные выводы об особенностях стилистического функциони- рования имён прилагательных в этом произведении писателя.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=