МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

187 ственный вид, который отпугивал бы от неё, если бы не ласковая, всегда весёлая улыбка и рта, и прелестных блестящих глаз, и всего её милого, молодого существа» [3, с. 8]; «Принимала такая же добродушная… жена его в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами…» [3, с. 8]; «Отец Вареньки был очень красивый , статный , высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное , с белыми à la Nicolas I подвитыми усами, бе- лыми же… бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. Сложен он был прекрас- но, с широкой .., выпячивающейся по-военному грудью, с сильными плечами и длинными, стройными ногами. Он был воинский начальник типа ста- рого служаки николаевской выправки» [3, с. 11]. Нельзя не заметить, насколько подробно автор описывает Вареньку и её отца, в то время как портрет Ивана Васильевича (рассказчика) весьма скуп: «Танцевал я хорошо и был не безобразен » [3, с. 8]; «Мы ведь знаем ваш ещё дагерротипный портрет. Не то, что не безобразен , а вы были красавец » [3, с. 8]. Таким образом, из его описания мы можем сделать вы- вод лишь о внешней привлекательности героя, не более того, так как отли- чительных, запоминающихся черт его внешности автор не выделяет. Зато многое об Иване Васильевиче становится понятным из характеристики его образа жизни: «Был я в то время студентом в провинциальном универси- тете… не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно мо- лодости: учились и веселились. Был я очень весёлый и бойкий малый , да ещё и богатый » [3, с. 8] Не менее значимую роль в рассказе играют имена прилагательные с семантикой цветообозначения, среди которых наиболее частотна лексема «белый». Оно неоднократно повторяется при описании одежды Вареньки, что особо подчёркивает её чистоту и целомудрие: «Она была в белом пла- тье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не дохо- дивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках» [3, с. 9]; «…видел только высокую, стройную фигуру в белом платье с розовым поясом, её сияющее… лицо и ласковые, милые глаза» [3, с. 9]; «Жалко от- давать, – сказал я, подавая ей белый дешёвенький веер» [3, с. 10]; « Граци- озная фигура Вареньки плыла около него, незаметно, вовремя укорачивая или удлиняя шаги своих маленьких белых атласных ножек» [3, с. 11]. Ро- зовый цвет, сопутствующий в описаниях Вареньки белому, призван, на наш взгляд, подчеркнуть юность и нежность героини. Белый цвет единично встречается и в описаниях других героев, но здесь его семантика вполне конкретна и однозначна: «Принимала такая же добродушная, как и он, жена его … с открытыми старыми, пухлыми, белыми плечами и грудью, как портреты Елизаветы Петровны» [3, с. 8].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=