МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
175 Особый акцент Л. Н. Толстой делал на нравственном развитии чело- века. Он неразрывно связывал нравственность с вопросом о сущности че- ловеческого бытия. Мыслитель акцентировал внимание на глубине и со- держательности жизни, отодвигая ее продолжительность на второй план. «Человек не может жить без высшего смысла жизни, заключенного во всех религиях мира, как не может жить человек без сердца. Высший смысл свя- зан с идеей Бога, в которой человечество выразило идею совершенного до- бра, любви, справедливости по отношению к человеку» [1, c. 101]. Во всех трудах писателя вопросы религии, философии, духовного со- вершенствования и нравственности тесно перекликаются с вопросом о смысле жизни. Главную роль в изучении и толковании смысла жизни, по мнению Л. Н. Толстого, играет религия. Несмотря на свое противоречивое отношение к вере, он писал: «Вера есть знание смысла человеческой жиз- ни, вследствие которого человек не уничтожает себя, а живет. Вера есть сила жизни. Если человек живет, то он во что-нибудь да верит. Если б он не верил, что для чего-нибудь надо жить, то он бы не жил» [2]. Мы видим, что, исходя из всех умозаключений великого русского писателя, только в религии человек может найти спасение, и только вера объясняет все су- щее как связь конечного существования с бесконечным миром. По мнению Л. Н. Толстого, жизнь человека невозможна и без общест- венных и нравственных побуждений. Исходя из этого, он выводит гипотезу, что жизнь есть стремление к благу, сопровождающееся чувством удоволь- ствия или страдания. Мы также видим, что одна из составляющих нравст- венности – совесть. Писатель полагал, что жизнь человека состоит из жи- тейских ситуаций, каждая из которых несет в себе свой смысл. Осознание той или иной ситуации заставляет действовать человека определенным об- разом. И «своеобразной стрелкой компаса этической оценки, поиска смыс- ла», прежде всего смысла жизни, мыслитель считал совесть [1, с. 111]. «У каждой души свой путь», – говорил Л. Н. Толстой. Но в то же вре- мя он придерживался точки зрения, что человеку должна быть свойственна духовная направленность сознания. По его мнению, человек, не сознаю- щий смысл в духовности, подобен животному, вместо которого все делают и решают другие люди. Следовательно, «каждый должен поставить перед собой задачу творения любви и добра, но не человечеству вообще, а ближ- ним, тем, кто с тобой рядом и от тебя зависит» [1, с. 97]. Литература 1. Кудрявая, Н. В. Лев Толстой о смысле жизни. Образ духовного и нравственного человека в педагогике Л. Н. Толстого / Н. В. Кудрявая. – М.: РИО ПФ «Красный пролетарий», 1993. 2. Вера как смысл жизни [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/text_0440.shtml. – Загл. с экрана.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=