МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

173 что религия – обладание религиозным сознанием – является руководством для поступков разумного человека, в отличие от животного, которым дви- жут инстинкты. Сущность всякой религии Толстой определил для себя, как ответы на два вопроса: «зачем я живу?» и «какое мое отношение к бесконечному ми- ру, окружающему меня?». Таким образом, Лев Николаевич пришел к вы- воду, что всякая религия есть установление отношения человека к беско- нечному существованию, к которому он чувствует себя причастным и из которого он выводит руководство своей деятельности [3, с. 138]. Шесть лет Толстой занимался исследованием догматического бого- словия, переводом и соединением четырех Евангелий с объяснениями [2, с. 287]. Благодаря проделанной работе мыслителю открылся истинный смысл учения Христа, очищенный от несвойственных ему суждений, от исторического лицемерия. И тогда интеграция духовности и рациональ- ности явилась одним из ключевых положений исследователя. Толстой го- ворил, что настало время новой разумной веры, ведь вера есть осознанное человеком отношение к бесконечному миру, из которого вытекает направ- ление его деятельности [3, с. 146]. Человек верит в то, что делает его миро- воззрение более разумным, чем оно было раннее, то есть вера придает ра- зумный смысл явлениям жизни. Толстой большое значение уделял идее Бога, определяя отношения между Богом и человеком как свободные и доверительные, не нуждаю- щиеся в участии церкви. Идея Бога у Толстого, по Н. О. Лосскому, – это идея абсолютного добра и конкретной этики, поведения человека, тот уни- версальный ключ, который подходит ко всем человеческим сердцам [2, с. 327]. Бог представляет собой объективный закон жизни, проявляю- щийся только в том человеке, чья духовность постоянно находится в раз- витии. Следовательно, Бог – это и есть духовное сознание человека, а свойства его – разум и любовь – это форма нравственной жизни [2, с.328]. Толстой говорил о том, что равенство людей между собой является забытым принципом религий: его извратили нелепыми догматами, пре- поднесли как необходимое условие жизни, заключающееся в том, что мил- лионы человеческих жизней могут быть уничтожены ради выгоды власт- вующего меньшинства. В то же время, несмотря на ясность истин и постулатов всех религий, родители, наставники, правители внушают от- жившие и нелепые учения, в которые сами не верят, вместо того, чтобы объяснять людям всех религий, что человек должен поступать с другими так, как он хочет, чтобы поступали с ним. Выполнение этого практическо- го правила изменило бы человеческую жизнь. Заповеди Христа – благие, разумные, наделенные смыслом – Лев Ни- колаевич считал некой объединяющей силой. Он полагал, что таковыми являются заповеди – не сердитесь, не блудите, не клянитесь, не защищай-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=