МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
171 как: «В чем моя вера?», «Солдатские памятки » и « Офицерские памятки». Также антимилитаристские идеи занимают одно из ключевых мест в рас- сказе «После балла». В произведении «В чём моя вера?» Л. Н. Толстой говорит о своих ан- тивоенных взглядах через призму рассмотрения церковных догматов. Рассуждая о религиозном правиле «Не противься злому», он гов орит: «Не противься злому значит не противиться злому никогда, то есть нико- гда не делай насилия, то есть такого поступка, который всегда против о- положен любви. И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все- таки не делай насилия над другим» [1]. Анализируя это высказывание, мы можем сказать, что добро должно исходить от человека, независимо от того, в какую жизненную ситуацию он попадает. Человек не должен совершать дурные поступки и поддаваться злому умыслу. При этом нам необходимо не совершать насилия к другим людям, даже если тебя с а- мого обидели. Рассуждая о решении, с которым, по мнению Л. Н. Толстого сталки- вался каждый человека «кому служить Богу, исполняя все его заповеди или «тогу», государственным учреждениям» он говорит: «Всякий человек должен взять орудие убийства: ружье, нож, и если не убить, то зарядить ружье и отточить нож, то есть быть готовым на убийство … каждый дол- жен отречься от заповеди Христа непротивления злому не словом только, но делом» [1]. Л. Н. Толстой говорит, что государственная жизнь требует от него деятельности, противоположенной учениям Христа, что необходи- мо отречься от догмата «непротивления злому» и вступить на защиту сво- его государства, чтобы предотвратить государственные распри, тем самым вынуждая человечество вести кровопролитные войны. Это противоречит философии ненасилия. Анализируя слова Христа «Возлюби ближнего своего…», Л. Н. Тол- стой приходит к выводу, что «Надо любить всех без различия той народ- ности, к которой они принадлежат». Тут мы можем сказать, что все люди равны между собой, независимо от их религиозных, политических, духов- ных и других предпочтений. «Нельзя любить личных врагов, – говорит ав- тор, но людей вражеского народа можно любить точно так же, как и своих. И для меня стало очевидным, что, говоря, “Вам сказано: люби ближнего и ненавидь врага, а я говорю: люби врагов”» [1]. Таким образом, мы имеем ясное правило, сформулированное Л. Н. Толстым: «Не делать различия между своим и чужим народом и не делать всего того, что вытекает из этого различия – не враждовать с чужи- ми народами, не воевать, не участвовать в войнах, не вооружаться для войны, а ко всем людям, какой бы они народности ни были, относиться также, как мы относимся к своим.» Тогда мы сможем избежать открытых вооруженных конфликтов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=