МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

169 Началом нынешней Церкви, по мнению Льва Николаевича Толстого, была вражда к еретикам и соединение её с властью. Описывая картину казни ни в чём не повинных людей в знаменитой статье «Не могу мол- чать!» [2], автор возмущенно указывает на гнусное дело вешателей, у ко- торых есть свой единомышленник – представитель Церкви. «Священник здесь – подручник палачей» – пишет Лев Николаевич Толстой. Конечно, здесь нельзя не сказать про народ, который, наблюдая эту ужасную сцену, готов пойти вслед за Толстым. Лев Николаевич Толстой заботился и о том, чтобы оградить от влия- ния религии и церкви впечатлительных и податливых детей. Учение цер- ковной вере, Лев Николаевич называл внушением и гипнозом, который за- прещался использовать во время работы с детьми. Однако автор допускал воспитание детей в духе догматического православия, когда ещё сам не уяснил до конца своего отношения к церковному учению. Толстой направил своё педагогическое наследие против школы, кото- рая насиловала и извращала природу ребенка. Он указывал, что ребенок при рождении является образцом гармонии, добра, красоты и справедливости. Толстой неоднократно признавал нравственное превосходство атеи- стов над многими приверженцами христианской религии. Различие между исповедующими православие и отрицающие его, Лев Николаевич видел в чертах характера человека. По его словам исповедание православия боль- шею частью встречалось в людях жестоких, безнравственных и считавших очень важными. Честность, прямота, доброту он наблюдал больше в лю- дях, признающих себя неверующими, за которой таилась безнравствен- ность человека изменившего добиться всеми правдами и неправдами богатства, почестей положения. Безусловно, духовенство старалась опоро- чить атеизм, объявляло его следствием моральной распущенности… Итак, можно сделать вывод о том, что Лев Николаевич Толстой был открытым и непримиримым противником официальной церкви, полностью отрицал православную религию. Неверующим он стал ещё в юности, как большинство людей его кру- га. Конечно, конфликт с религией стоил Льву Николаевичу многих душев- ных сил и нравственных мук. В позднем возрасте Лев Николаевич Толстой говорил без малейшего страха: «Нет смысла в тех вещах, за которые мил- лионы людей отдали жизнь». Эта дерзость была размышлением того воз- раста, когда писатель уже явно понимал и осознавал себя и свой внутрен- ний мир. В итоге, после многочисленных поездок, раздумий Толстой окончательно разрывает с православной церковью. Основываясь на сочинениях о вере, церкви, Боге, можно действитель- но сделать вывод о том, что если бы вера основывалась на богослов- ских книгах, то, прочтя их, он, безусловно, сделался бы безбожником, злейшим врагом всякой веры, потому, что нашёл в них не только бессмыс-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=