МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

168 В. С. Казакова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – А. В. Слобожанин РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ЛЬВА НИКОЛАЕВИЧА ТОЛСТОГО И ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛОВИЕ Проблема, которую затрагивают многие ученые и философы, нашла своё отражение в данной статье. Соотношение религиозной философии Льва Николаевича Толстого и православного богословия является актуаль- ной проблемой и на сегодняшний день. В истории русской литературы нет темы более драматичной и печальной, чем отлучение Льва Николаевича Толстого от Церкви. Многим известно, что не один из русских писателей, сравнимых с ним по силе таланта, не противопоставлял себя Православию, русской Церкви. Почти вся русская классическая литература XIX века соз- дана православными христианами. Более сто лет прошло с того момента, когда Православная Церковь официально засвидетельствовала, что больше не может считать своим чле- ном графа Льва Николаевича Толстого. Он – признанный классик мировой литературы, но если такой значительный общественный институт, как Рос- сийская Православная Церковь, пошёл по отношению к такому уважаемо- му человеку на столь крайнюю меру, то вполне разумно задаться пробле- мой противоречия религиозной философии Льва Николаевича Толстого (Религиозная философия Толстого отображена в таких его произведениях как: «В чем моя вера?», «Исповедь») православному учению. Нами суть данного противоречия будем рассмотрена в произведении Льва Николаевича Толстого «Критика догматического богословия». «Божественность Христа выдумана теологами, чтобы оправдать су- ществование церкви, а легенду о воскрешении духовенство провозглашает действительным событием, чтобы дурачить наивных людей» [1], – говорит Лев Николаевич Толстой. Это первые серьёзные высказывания, на которых мы не можем не остановиться. Они нашли место в трактате «Так что же нам делать?», где Толстой говорит, что народная нужда – то зло, что при- носит трудовому люду суеверие в религию и церковь. Цель этого суеверия состоит в утверждении воображаемого существа – Бога. С ещё более едким сарказмом пишет Лев Николаевич Толстой об ис- поведи и отпущении грехов: «Установленный церковью порядок гаранти- рует вечное райское блаженство разбойнику, если ему за определенную сумму своевременно отпустят грехи и с другой стороны обрекает на веч- ные муки честного труженика, не успевшего вовремя обратиться за их от- пущением» [1]. Непременно, здесь Лев Николаевич Толстой обращает вни- мание на различные приемы колдовства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=