МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

164 не, чтобы отвергнуть соблазн, то в нынешней ситуации монаху пришлось приложить больше усилий. Он жил уединенно, затворником, на сей раз женщина пришла к нему сама, поэтому Сергий не мог убежать или про- гнать ее (что было бы нарушением правил этикета). Монах твердо решил не отступать от своих принципов и держаться Божественного закона, во что бы то ни стало. Он решается на безрассудный шаг: отрубает себе палец, лишь бы не согрешить. Руководит им буквальное понимание текста, написанного в Евангелии, где Христос призывает не к увечью тела, а к контролю над мыслями: «И если правая твоя рука соблазняет тебя, от- секи ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Матф. 5:30). Отцу Сер- гию было важней его духовное состояние, поэтому он пренебрег физиче- ским. Нравственный же выбор был сделан в сторону добродетели. Далее в произведении мы наблюдаем следующее. «…Купец привел под руку дочь, провел ее в келью и тотчас же ушел. Дочь была белокурая, чрезвычайно белая, бледная, полная, чрезвычайно короткая девушка, с испуганным детским лицом и очень развитыми жен- скими формами…. И она, обнимая его, села с ним на кровать. На рассвете он вышел на крыльцо. “Неужели все это было? Отец придет. Она расска- жет. Она дьявол. Да что же я сделаю? Вот он, тот топор, которым я рубил палец”. – Он схватил топор и пошел в келью» [1]. В этом отрывке мы видим, что к закату своих дней отец Сергий все-таки оступился, сделал неправильный нравственный выбор. Что же этому поспособствовало? Ответ прост: монах захотел сделать именно так, а не иначе. Когда он держался морали, делать выбор между добром и злом было легче. Теперь же он просто пошел на поводу у своего жел а- ния. Перестал сопротивляться соблазну, потерял бдительнос ть. Из этих отрывков мы видим, как происходила нравственная борьба в душе Степана Касатского, названного отцом Сергием. Победить свою плотскую природу стало для него смыслом жизни, однако он не всегда одерживал верх над своими желаниями. Действительно тяжело взять себя в руки и не поддаться соблазну, но в конце произведения мы видим, что у отца Сергия это получилось: с Божьей помощью он научился смирять желания тела. Как бы трудно это не было сделать, он оставался в гармонии с собой и в мире с Богом. Итак, нравственный выбор напрямую зависит от контроля над мысля- ми, которые в свою очередь влияют на поступки человека: сделать или не сделать выбор в сторону добра или зла. Но следует помнить, что от нашего выбора произойдут определенные последствия, которые нам следует быть готовыми понести. В этом мы убедились, рассмотрев все победы и неудачи отца Сергия.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=