МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

163 венный выбор есть выбор моральный [2]. Выбор моральный – акт духов- ной деятельности личности, предшествующий принятию решения, предо- пределяющий содержание будущего практического действия. Наличие морального выбора – отличительная черта морального поступка, предпо- лагающего свободу личного решения, способность человека выбирать между добром и злом [3]. Согласно Аристотелю, выбор должен: а) быть сознательным, б) быть противоположным влечению, в) отличаться от ж е- ланий, г) быть направленным на то, что действительно зависит от челов е- ка (предметом выбора не может быть состояние космоса, вечности, гос у- дарственное устройство в чужой стране); д) касаться того, что и звестно человеку [4]. Проблема нравственного выбора является актуальной и для Л. Н. Тол- стого. Она ярко представлена во многих его произведениях. Например, «Война и мир», «Анна Каренина», «Отец Сергий» и другие. Для более тщательного рассмотрения проблемы нравственного выбо- ра мы взяли произведение «Отец Сергий». Наиболее важными эпизодами, раскрывающими проблемы нравственного выбора в этом произведении яв- ляются следующие. «…Была известная своим дурным поведением барыня, которая начала заискивать в Сергии. Она заговорила с ним и просила его посетить ее. Сер- гий отказал строго, но ужаснулся определенности своего желания…» [1]. В этом отрывке мы видим, как отец Сергий делает выбор между же- ланием близости с женщиной и желанием оставаться непорочным, как и подобает монаху. Несмотря на сильную внутреннюю борьбу, голос морали одерживает верх, и отец Сергий делает выбор в сторону нравственности. Однако судьба неоднократно ставит отца Сергия в ситуацию выбора: «…“Да, я пойду, но так, как делал тот отец, который накладывал одну руку на блудницу, а другую клал в жаровню. Но жаровни нет”… “Так, что же, я погибну? Так нет же”. – Сейчас я приду к вам… – Сейчас, – сказал он и, взяв топор в правую руку, положил указательный палец левой руки на чурбан, взмахнул топором и, ударил по нем ниже второго сустава… Он быстро прихватил отрубленный сустав подолом рясы и, прижав его к бедру, вошел назад в дверь и, остановившись против женщины, опустив глаза, тихо спросил: – Что вам?… Он поднял на нее глаза, светившиеся ти- хим радостным светом, и сказал: – Милая сестра, за что ты хотела погу- бить свою бессмертную душу? Соблазны должны войти в мир, но горе то- му, через кого соблазн входит... Молись, чтобы Бог простил нас…» [1]. На примере этого отрывка мы видим, как перед отцом Сергием встал еще один тяжелый нравственный выбор: совершить прелюбодеяние или нет. Суть выбора не изменилась, если сравнивать эту ситуацию с выше упомянутым отрывком, но условия несколько переменились: в предыду- щем случае отец Сергий мог просто не пойти на посещение к той женщи-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=