МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

161 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет нена- видеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть » «Не можете служить Богу и мамоне» [Мф. 6:24]. 3. Нетерпимое отношение к братьям по вере На первый взгляд межконфессиональное соперничество может выгля- деть как следствие предыдущих двух аспектов – результат преднамеренно- го отделения и отрицания веры и исключительное желание личного пре- восходства отводят от изначального понятия Бога и приводят к борьбе. Но нетерпимое отношение конфессий друг к другу может быть и изна- чальной причиной всех остальных проблем. Или вообще быть отдельным аспектом. По этому поводу Л. Н. Толстой пишет: «…И я увидал, что всех, не исповедующих одинаково с ними веру, православные считают еретиками, точь-в-точь так же, как католики и дру- гие считают православие еретичеством; То учение, которое обещало мне соединить всех единою верою и любовью, это самое учение в лице своих лучших представителей сказало мне, что это всё люди, находящиеся во лжи, что то, что даёт им силу жизни, есть искушение дьявола, и что мы од- ни в обладании единой возможной истины…» [с. 159]. Если предыдущие аспекты Л. Н. Толстой смог понять и принять в те- чение своей духовной жизни, то вопрос межконфессионального соперни- чества в рамках христианства оставался неприемлемым им, и оказал суще- ственное влияние на его отношение, как к российскому православию, так и христианству в целом. Если истина одна, но формы представления ее различны, то почему истина, представленная в одной конфессии – ложь для другой? На этот вопрос он так и не нашел ответа. «…Утверждение о том, что ты во лжи, а я в истине, есть самое жесто- кое слово, которое может сказать один человек другому…» – пишет Тол- стой, говоря о спорах по факту истины, что перекликается, со словами Ии- суса Христа. «Вы слышали, что сказано древним: «не убивай»; кто же убьет, под- лежит суду». А я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего на- прасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: «рака», подлежит си- недриону » [Мф. 5:21–22]. Религиозные взгляды Толстого имели черты протестантизма, посколь- ку не придавали значения роли Церкви как посредника между верующим и Богом. Критикуя отстраненность православия от обыденной жизни, и го- воря о вере как средстве достижения желаемого, Толстой оставляет воз- можность этих несоответствий со Священным Писанием, объясняя их раз- личными причинами и особенностямиобщественного положения. Но межконфессиональное соперничество, споры о своей и чужой истине, непонимание ее единства, Л. Н. Толстой не принимает ни в ка- кой форме.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=