МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

160 «…Отпадение моё от веры произошло во мне так же, как оно проис- ходило и происходит теперь в людях нашего склада образования. Оно, как мне кажется, происходит в большинстве случаев так: люди живут так, как все живут, а живут все на основании начал, не только не имеющих ничего общего с вероучением, но большею частью противоположных ему; веро- учение не участвует в жизни, и в сношениях с другими людьми никогда не приходится сталкиваться и в собственной жизни самому никогда не при- ходится справляться с ним; вероучение это исповедуется где-то там, вдали от жизни и независимо от неё. Если сталкиваешься с ним, то только как с внешним, не связанным с жизнью, явлением...» [с. 107]. Жизнь не по вере – преднамеренное игнорирование истинных поло- жений веры, для собственного душевного удобства, или случайное явление (от недостатка или искаженности истинного знания), или, наоборот – от большого ума – вариантов причин может быть множество. Но результат всегда один – вера, которая по своей сути является путем и характеристи- кой внутренней, душевной жизни человека превращается во внешнее, не- что дешевое, и необязательное. Разве что между делом и только по празд- никам. Вера должна возвышать человека, быть непосредственной частью его повседневной жизни, о полярности веры и обыденности сказано в этих словах Л. Н. Толстого. Одновременно важным и простым проявлением ве- ры являются слова Иисуса Христа: «Не собирайте себе сокровища на земле... Но собирайте себе сокро- вища на небе… Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» [Мф. 6:19–21]. 2. Вера как средство достижения целей Вполне закономерным продолжением отделенности веры от жизни можно считать ее корыстное использование, а видимость веры (исключи- тельное следование внешним принципам) – как некую валюту для оплаты желания. Это можно увидеть в следующей цитате произведения: «…Я говорю о людях, … которые самый предмет веры делают сред- ством для достижения, каких бы то ни было временных целей. (Эти люди – самые коренные неверующие, потому что если вера для них – средство для достижения каких-нибудь житейских целей, то это уж наверно не вера» [с. 108]. Для некоторых людей вера – является жизненной необходимостью, высшей целью, познание которой далеко не кратковременный процесс. Для других же – средством достижения материальных целей, возникаю- щих постоянно и с довольно короткими интервалами времени. Толстой на- зывает этих людей – самыми коренными неверующими, а в Нагорной Про- поведи Иисус Христос о постоянно возникающих желаниях и средствах их достижения говорит следующее:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=