МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

152 то самое «просветление» – религиозное спасение. Смерть не главное зло, а всего лишь одно из изменений, совершающихся с человеком, – считает Толстой. Отличаются от «Ивана Ильича» по смыслу и проблематике следующие за ним «Крейцерова соната», «Дьявол», «Послесловие». Здесь Толстой под- нял философские вопросы любви, ревности и брака. Страсти могут подчи- нить себе духовную жизнь человека, сделать изнего раба – в страстях Тол- стой видит проявление фальши устоев семейной жизни, их обманчивого парадного фасада. Он впадает в другую крайность и находит идеал в без- брачии и полнейшем отказе от признания всех «потрескавшихся» браков. Толстого-драматурга можно проследить по сочинениям «Заражённое семейство», «Власть тьмы», «Плоды просвещения» – они с успехом по- ставлены на сцене, воплотили в себе лучший психологический анализ с серьёзным и комичным драматическим повествованием. Мировым шедевром является последний столь гигантский философ- ско-религиозно-психологический роман «Воскресение» (1889–99 гг.). Не- справедливость – главный лейтмотив романа, основанного на реальных событиях. Духовно пробуждаются и «воскресают» в прямом смысле этого слова и Нехлюдов, и Катюша Маслова, открывая для себя Евангелие и Бо- га. Толстой видит всё зло в официальных и казённых масках, которые надевают на себя обычные и безобидные люди, становясь винтиками в сис- теме – «адвокатами», «судьями», «сенаторами», «бюрократами». Под эти- ми масками они помимо своей воли начинают творить зло. Люди никогда не совершали бы преступлений, если бы действовали поодиночке, не ссы- лаясь на других и не чувствуя за спиной таких же «преступников». Тол- стой наблюдает и показывает проблему личной ответственности за каждый нравственный поступок. Неоконченная повесть «Нет в мире виноватых» (1909-10гг.) как раз о круговой поруке всех общественных систем – госу- дарственной, политической, судебной и о разделении вины на всех, её раз- бавлении до тех пор, пока каждый перестаёт её ощущать. Г. Мопассан, С. Цвейг, Г. Флобер, Р. Роллан, Т. Манн восхищались Толстым и писали о нём как о философе с огромным нравственным, а не только художественным, авторитетом. Он оказал ощутимое влияние на писателей по всему миру, на развитие психологической литературы, на индийского философа Махатма Ганди. Уильям Дин Хоуэлс, американ- ский писатель, сказал: «Толстой – величайший писатель всех времен, уже хотя бы потому, что его творчество более других проникнуто духом до б- ра, и сам он никогда не отрицает единства своей совести и своего иску с- ства» [9]. П. Б. Струве в книге «Лев Толстой. Смысл жизни» писал, что в русской литературе «есть только три громадных явления: Пушкин, До с- тоевский и Толстой» [3]. Толстой не только философ – «любящий мудрость», он ещё и теософ.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=