МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

151 формальными законами, потому и живёт неправильно. Философия и рели- гия слились у него в одно, и он хотел разрешить все социальные проблемы при помощи союза философии и веры. Своё особенное понимание религи- озной философии Толстой изложил в «Исследовании догматического бо- гословия» и «Соединении и переводе четырёх Евангелий». Пять главных заповедей, выделяемых Толстым, были: «1. Не гневайся. 2. Не оставляй жены. 3. Не присягай никому и ни в чём. 4. Не противься злу силой. 5. Не считай врагами своими людей других народов». В условия мира между всеми братьями и сёстрами Лев Николаевич положил Всепрощение и Лю- бовь. Роскошь и вседозволенность развращают, считал Толстой, и только гуманизм и религия спасают душу. Богословие он также изложил в тракта- тах и публицистике: «Записки христианина», «Что такое религия и в чём сущность её?», «Так что же нам делать?», «Царство Божие внутри нас», «Христианство и патриотизм», «Рабство нашего времени», «Закон насилия и закон любви», «Не убий», «Не могу молчать». Этика непротивления злу насилием – важнейший момент религиозно- го учения Толстого, фундамент его философии. Нужно быть разумнее зла, и задачи самосовершенствования Толстой видит в индивидуальной, ду- ховной борьбе с грехами, суевериями и соблазнами, в неповиновении и неучастии во всех формах массового непротивления злу, в публичном обличении зла и дальнейшем смирении, самоотречении. Как известно, А. А. Гусейнов пишет о Толстом как о «моралисте нашего времени» и под- чёркивает: «По мнению Л. Н. Толстого, жизнь человека наполняется нрав- ственным смыслом в той мере, в какой она подчиняется закону любви, по- нимаемому как ненасилие» [1]. Верующий в Бога человек уже добр: «Вера, из которой не вытекают дела, не есть вера. Это только желание верить во что-нибудь… Вера есть то, что содействует делам» [5]. Только осознав своё предназначение, человек может двигаться дальше по пути нравствен- ного совершенствования – это т. н. «критерий рациональности, разумного сознания в вере Толстого». «Наказание вредно…. оно развращает того, кто наказывает», «Нака- зывать человека, сделавшего зло – то же самое, что греть огонь. Человек уже наказан», – эти взгляды отразились в главе «О наказании и насилии в воспитании» книги «Путь жизни», которая относится к циклу педагоги- ческих сочинений Толстого [7]. Отношение Толстого к смерти можно проследить по его повести «Смерть Ивана Ильича». Прямо обращаясь к совести и чести читателя, Лев Николаевич пытается найти тот самый смысл жизни. Иван Ильич – самый обыкновенный и заурядный чиновник, всю жизнь сгорбленный под тяже- стью предрассудков, понятий и людской молвы, лишь на пороге могилы ощутил одиночество среди близких, и осознал, что о душе своей надо было заботиться раньше. В его изменившемся сознании и в душе возникло

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=