МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

150 женщина должна идти на жертвы ради семьи, её долг – быть женой и ма- терью в патриархальной семье под главенством Мужа. Роман «Война и мир» заслуживает быть отмеченным отдельно, хотя этот роман не философский, скорее, психологический. Это особый шедевр, стоящий одним из первых в списке ста лучших литературных произведе- ний. Именно «Война и мир» подчёркивает роль народа в истории, выделя- ет объединение всех сословий ради победы над вражескими захватчиками. От индивидуальности, от своего «Я» к сознанию единения, общей беды с народом приходит каждый из героев романа. Простой солдат становится товарищем светскому льву на поле боя, и уже не важен напускной лоск или низкий чин. Фигура Наполеона, наоборот, резко принижается, а Куту- зова – остаётся незыблемым памятником в честь победы России. Только Толстой мог в полной мере, всей цветовой палитрой показать минуты сла- бости, личные проблемы и чувства столь выдающихся людей на фоне боя. Кажется, что пишет не он, пишет сама Жизнь. Сочные объяснения, рас- крытие характеров; анализ внутренней жизни героев; обличение иронией и сатирой неугодных персонажей – всё это средства психолога, а не просто романиста. Вторым центральным произведением является, без сомнений, роман «Анна Каренина» – экранизирующийся и издающийся не меньшее коли- чество раз. Семейная, патриархальная семья Карениных рухнула на стр а- ницах книги как острый симптом крушения нравов, священных уз Гим е- нея и вырождения исконной русской аристократии в реальной жизни, в то время как личная жизнь Толстого – скорее, история взаимоотноше- ний Левина и Кити – тёплых, наполненных уважением, домашним уютом, верой в совместное будущее. Но в новообразованной семье Левиных нет страсти – безудержной, сильной, непокорной, того самого мотора, двиг а- теля жизни – как у Анны и Вронского. Может быть, этой страсти так не хватало самому Толстому? Этот роман наполнен естественной чувственностью, которой не было в «Войне и мире». Толстой поднял философский вопрос чувства вины. И в то же время задал вопрос – а имеет ли право общество обрекать отношения и счастье двоих своим осуждением, даже если эти двое презрели все мо- ральные нормы и правила?! Это произведение не столь однозначно, как может показаться на первый взгляд. Толстой обличает не только общество, и не только Анну. Он обличает ещё и свои тайные желания подобной стра- стной противоречивой любви. Потому он так поразительно глубоко про- никает в психологию зарождения любовных отношений и в их угасание. Более широко взгляды Толстого уже как отдельные философские по- зиции оформились в его произведениях «Исповедь» и «В чём моя вера?». Толстой понимает, что только вера в Бога – основа Жизни и Правды. Он приходит к выводу, что всё высшее общество руководствуется ложными,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=