МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
149 раничивается одним художественным даром, везде присутствует и фило- софский гений, и врачеватель душевного состояния. «Можно сказать: он жил, чтобы размышлять и размышлял, чтобы жить» – подчёркивается А. А. Гусейновым [1]. А. Д. Сухов в работе «Философ ли Л. Н. Толстой?» [4] анализирует отношение к писателю именно как к философу. Е. Д. Мелешко вообще рассматривает «толстовство» как тип мораль- ного мировоззрения: «Толстовство – организованное общественное дви- жение, которое возникло в России в конце XIX столетия и объединило людей самых различных национальностей, социальных слоёв и вероиспо- ведований» [2]. Лев Николаевич как человек верующий в Бога искал светлые черты даже в самом злом человеке, проводил детальную, ювелирную работу по раскрытию всей психологии, всей гаммы оттенков и чувств русской интел- лигенции. В дневнике писателя выражена несгибаемая позиция Любви к Людям: если «в человеке пробудилось желание блага, то его существо уже не есть отдельное телесное существо, а это самое сознание жизни, же- лание блага. Желание же блага… есть Бог» [8]. В 1930 г. его уже признали философом в труде Д. Ю. Квитко «Философия Толстого». Все его повести и романы – это рефлексия, самоанализ, поиск смысла жизни, идеала, стремление к нравственному совершенствованию, любовь к Творцу как Создателю всего живого. Ещё Н. Г. Чернышевский в статье «Детство. Отрочество. Военные рассказы графа Льва Николаевича Толстого» указал две характерные че р- ты таланта Толстого – это «непосредственная чистота нравственного чувства» и «диалектика души» [10] как отдельная форма психологическ о- го анализа. Как художник и мыслитель, Толстой видел роль искусства в морали в воспитании читателя. Он много путешествовал по Европе и имел воз- можность сравнивать её демократию с крепостнической на тот момент Россией. При этом он никогда ничего не приукрашивал – в буржуазии Франции, Швейцарии он видел лицемерие, эгоизм, чёрствость, бессерде- чие – всему виной показательное зрелище казни на гильотине, свидетелем которого он стал в 1857 году во время поездки по Западной Европе. Ито- гом является рассказ «Люцерн». Именно с него начинается длившаяся всю его долгую жизнь попытка решить философские и морально-этические проблемы XIX века. Толстой страстно обличал смертную казнь, он высту- пал против общественного осуждения человека, ибо на это имеет право только Бог. Именно рассказы «Люцерн» и «Три смерти» – первые в серии философских сочинений писателя. Следующий за ними роман «Семейное счастье» уже о несостоявшейся любви Толстого к В. В. Арсеньевой. Его идеалы рухнули, тем самым определив последующее отношение к браку –
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=