МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

146 онных патриархальных устоев в семье. Л. Н. Толстой видел в семье нача- ло всему, а с ее укреплением связывал усиление внутренней мощи гос у- дарства, сохранение его национальных традиций, залог надежности и долговечности. В своих произведениях Толстой стремился найти осн о- ву построения гармоничного союза между супругами, мечтал о святости в брачных отношениях. Мыслитель описывает различные типы брачных взаимоотношений в образах Ростовых и Болконских в «Войне и мире», Щербацких и Лев и- ных в «Анне Карениной», поднимая идеалы семьи на небывалую для св о- его времени высоту. Семья Ростовых для него была воплощением счастья и любви, жизнерадостности, русского духа. Болконские олицетворяли лучшие черты аристократизма, чести и благородства, духовной красоты, патриотизма. В повести «Семейное счастье» Толстой критикует плоть и чувствен- ность как единственный стержень брачных отношений [1, с. 351]. Позднее в «Крейцеровой сонате» мыслитель называет чувственные отношения ме- жду мужем и женой ложью и обманом, а стремление к единению, общей святости в решении семейных задач, осуществляемых через детей, целью брака и основой супружеского счастья [6]. Основой семейных отношений Л. Н. Толстой полагал любовь. В VII гла- ве работы «Закон насилия и закон любви», любовь рассматривается не только как добродетель, но и как всеобщая основа и закон жизни, из кото- рого неизбежно должны вытекать законы поведения. Закон любви трактуется Толстым как естественное выражение духовной природы человека, заключающейся в стремлении к соединению с другими людьми. Нравственный смысл любви писатель видел на путях соединения «эроса» и «агапе». Данная идея особенно четко прописана в произведении Анна Каренина, где параллельно с исканием нравственного, христианского смысла любви – долга, который мыслитель осуществил в образе Левина, разворачивается другая любовная линия, заключающаяся в «эстетизации» чувственной любви в образах Карениной и Вронского[2], [4]. Свои философские воззрения Л. Н. Толстой пытался реализовать в собственной жизни. Он прожил долгую семейную жизнь (48 лет) с Со- фьей Берт, которая родила ему 13 детей. Вопреки традициям его времени, писатель был против приглашения кормилиц для детей, требовал от Софьи Андреевны, чтобы она не прерывала беременности, даже если по состоя- нию здоровья ей было тяжело рожать, что и стало одной из причин разлада их семейных отношений [3]. В своих произведениях Л. Н. Толстой разграничивает обязанности мужа и жены, формулирует требования к их «нравственной ответственно- сти перед людьми» [3]. Предназначение супруги он видел в рождении и воспитании детей в религиозно-нравственном духе, а мужа, в физиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=