МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
138 нополянской школе обучалось 37 детей в возрасте 7–15 лет (32 мальчика и 5 девочек). Ученики были распределены на два класса и далее в каждом классе – на два отделения по возрасту и уровню подготовки. В старшем классе обучалось 12, в младшем – 25 учеников [5]. Обучение было и со- вмещенным для мальчиков и девочек.Занятия начинались в 8–9 часов утра. В полдень – перерыв на обед и отдых. Затем снова занятие еще 3–4 часа. Ученик не имел строго определенного для него места. Каждый садился там, где ему хотелось. Заданий домой не задавали. Ни за поведение, ни за плохую успеваемость детей не порицали. «Мало того, что в руках ничего не несут, им нечего и в голове нести. Никакого урока, ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче. Его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только себя, свою вос- приимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Он не думает о классе до тех пор, пока класс не начался» [3, с. 30–31]. Вот, что способно натолкнуть на мысль, что свободная воля учеников и отсутствие наказаний способствует гораздо большему желанию приходить в школу, чем боязнь быть порицаемым за что-то. Яснополянская школа помещалась рядом с домом писателя – во флиге- ле, который сохранился до наших дней [4]. Один из ее учеников, Василий Морозов, рассказывал, что в школе было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой занимался с детьми сам Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал чистоты, бережливости к учебным вещам и правдиво- сти. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шало- сти... Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки. Он выделил участок земли, который обрабатывали школьники. Ребята посеяли и вырастили лен, горох, морковь, репу и сами убрали урожай. По словам очевидцев, они работали здесь с радостью, ибо «не видели барщины», которая была отменена Толстым в Ясной Поляне до реформы 1861 года [4]. Быть учителем в Ясной Поляне оказалось гораздо сложнее, чем в школе с жестким расписанием уроков, принудительной дисциплиной, набором из- вестных средств поощрения и наказания. Здесь от учителя требовалось по- стоянное нравственное и интеллектуальное напряжение, умение в данный момент учитывать состояние и способности каждого из своих воспитанни- ков. Скоро школа в Ясной Поляне, благодаря необычайно быстрым успехам детей, приобрела самую лучшую репутацию у окрестных крестьян. Таким образом, можно сделать вывод, что педагогическая концепция Л. Н. Толстого оказалась способна повысить заинтересованность учеников в обучении и улучшить эффективность образовательного и воспитательно- го процесса. Л. Н. Толстой сформулировал задачи народной школы: воспи- тание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обу- чения творческого мышления и нравственного самосознания, научность
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=