МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
137 А. Д. Литвинова, Д. М. Котова ГПОУ ТО «Тульский педагогический колледж» Научный руководитель – А. В. Сазонова ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ЯСНОПОЛЯНСКОЙ ШКОЛЕ ПРИ Л. Н. ТОЛСТОМ «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, ху- дых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при ви- де тонущих людей... И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, кото- рое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тонущих там Пушкиных, Остроградских, Ломоносовых. И они кишат в каждой школе» [2]. Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому, одному из наиболее широко известных русских писателей. Именно он сыграл огромную роль в развитии образования на селе. Писа- тель подчеркивал, что дети из народа должны получить такие же знания, как и дети из привилегированного общества. По его мнению, крестьянские дети должны быть введены в мир искусства, благородных идей и пережи- ваний. Поэтому с 1857–1860 г. Л. Н. Толстой, путешествуя по школам Ев- ропы, изучал педагогический опыт разных стран. Эта поездка окончательно утвердила в нем желание создать свою школу. И это произошло. В 1859 го- ду у себя на родине, в Ясной Поляне Толстой открыл школу для крестьян- ских детей, и проработала она до 1862 года. В Европейских школах главным средством побуждения к учебе был страх наказания. Но Яснополянская школа принадлежала к числу ориги- нальных педагогических экспериментов. Толстой построил обучение на полной свободе учеников. В его школе не было наказаний, взысканий, ца- рил новаторский подход к обучению ребят. Преобладающей формой заня- тий был не урок в обычном смысле, а свободная беседа с учениками, в хо- де ее дети обучались чтению, письму, арифметике, закону божьему, усваивали грамматические правила, доступные для их возраста сведения по истории, географии, природоведению. Их обучали также рисованию, пению. Сам Лев Николаевич преподавал математику, физику, историю. Чаще всего знания по основам науки он излагал в форме рассказа. Значительная часть взглядов Толстого на образование и воспитание ребенка оформилась именно в период существования Яснополянской шко- лы, хотя и позже он обращался к этим проблемам неоднократно. Они на- шли выражение в статьях разных лет: «Воспитание и образование», «О на- родном образовании», «Прогресс и образование» [4]. Поначалу намерение графа организовать в своем доме бесплатную школу, было встречено крестьянами с недоверием. Но впоследствии в яс-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=