МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

136 в мире, о его целях и устремлениях, убеждаться в истинности тех или иных нравственных решений, получать опыт нравственной оценки. В своей «Азбуке» Толстой последовательно проводил идею нравст- венного совершенствования человека, стремления к тому нравственному идеалу, который всегда связывается с торжеством добра, справедливости, дружбы, взаимопомощи, долга и т. п. Утверждение этих начал осуществ- ляется им как через показ положительных примеров, так и с помощью тек- стов, раскрывающих отрицательные качества и проявления людей. «Азбука», занимая центральное место в переходе от детской педаго- гики к учению о человеке духовном и нравственном, вершина интеграции исследовательского и художественного замысла всей жизни писателя, по- зволила ему однажды заметить, что после нее он может спокойно умереть. Несмотря на то, что «Азбука» была издана в позапрошлом веке, она до сих пор является актуальной, так как несет в себе значительное нравст- венно-духовное содержание. Над рассказами, загадками, пословицами, представленные Львом Николаевичем в книге, можно и нужно рассуждать и современным детям, произведения очень интересные и познавательные. Некоторый материал, представленный Л. Н. Толстым в «Азбуке», исполь- зуется до сих пор в учебниках начальной школы и пятых классов. Таким образом, педагогические искания Л. Н. Толстого помогают решать про- блему нравственного воспитания учащихся и служат многим поколениям педагогов, воспитателей и родителей. Литература 1. Духовно-нравственные основы рассказов «Азбуки» Л. Н. Толстой [Электронный ресурс]. – URL: http://www.jeducation.ru/5_2007/97.html 2. Духовно-нравственное воспитание в контексте творчества Л.Н. Тол- стого: «Азбука» 1872 г. и «Новая азбука» 1874–1875 гг. [Электронный ре- сурс]. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/1448259.html 3. «Азбука А. Н. Толстого» / Сост. И. А. Трухачева. – М., 2009. 4. Педагогические идеи сказок Интернет-ресурс [Электронный ре- сурс]. – URL: http://www.vash-psiholog.info/volkovg/etnopedagogika/5102- 2010-10-11-10-03-47.html

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=