МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

135 нравственная самооценка. Переживание ситуаций, но мнению Толстого, дает возможность закрепления правильной самооценки, не приведет к без- нравственным поступкам. С точки зрения Толстого, духовно-нравственное развитие опирается на развитие культуры чувств человека, что формирует духовный стержень личности. Опираясь на классификацию нравственных ценностей, ученые рас- пределили рассказы разделов «Азбуки» Л. Н. Толстого на темы: 1. Чувство справедливости, долга («Волк съел овцу», «Лев и мышь», «Лошадь и конюх», «Ученый сын», «Пожарные собаки»). 2. Совесть, стыд, ответственность за свои мысли, поступки («Была од- на сильная, злая собака », «Лгун», «Осел и лошадь», «Галка и голуби», «Собака, петух и лисица», «Стрекоза и муравьи», «Волк и старуха». 3. Непротивление злу насилием («Один раз два мужика», «Камень»). 4. Противоречия, хаос и несчастья, которые порождает человек своим неразумным поведением («Внизу жил бедный сапожник», «Мать отдавала дочь замуж», «Два человека на улице», «Овцы ходили под лесом», «Хозя- ин хотел вывести в своем огороде репейники», «Черепаха и орел», «Голова и хвост змеи», «Хорек», «Тонкие нитки», «Обезьяна», «Дележ наследства», «Курица и золотые яйца», «Слепой и глухой». 5. Вера – Любовь – Добро – Благо – Красота («Как к бедному мужику в дом пришел жалкий нищий», «Муравей и голубка», «Подкидыш», «Ли- пунюшка»). 6. Научно-популярные рассказы: исторические («Ермак», «Основание Рима»), географические («Колумб») и естественно-научные темы («Отчего бывает ветер?», «Для чего ветер?», «Тепло I» (II, III), «Газы») [3], [4]. Раскрыв и утвердив в детях чувство справедливости и долга, сделав их обязательным внутренним стержнем личности, можно говорить о за- датках нравственных качеств человека. Писатель не сомневается в том, что от самих людей зависит следова- ние своим эгоистическим стремлениям или отречение от них во имя того, что внутренний голос диктует как нравственный долг. Стоит употребить усилия, и может быть достигнута победа над собой, то высшее выражение свободы человека, каким является для Толстого самопожертвование. Толстой писал своей жене: «...я думаю, что первое условие хорошего воспитания есть то, чтобы ребенок знал, что все, чем он пользуется, не спадет готовым с неба, а есть произведение труда чужих людей. ...Поверь мне, Соня, что без этого условия нет никакой возможности нравственного воспитания, христианского воспитания, создания того, что все люди братья и равны между собой» [2]. В процессе восприятия рассказа из «Азбуки» ребенок имел возмож- ность усваивать сложные мировоззренческие понятия о месте человека

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=