МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

134 А. А. Никищенко, Н. И. Ешкина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В «АЗБУКЕ» Л. Н. ТОЛСТОГО «Азбука» графа Л. Н. Толстого стала знаковым событием в педагоги- ке. Она в значительной степени оправдала надежды автора. А между тем многим казалось, что начальное обучение – дело недостойное таланта ве- ликого писателя. Значение нового педагогического труда не сразу было понято и оценено современниками. Однако Лев Николаевич был убежден, что с первой ступени обучения начинается и духовное развитие ребенка. Будет ли учение для ребенка радостным, возникнет ли у него бескорыст- ный интерес к познавательной деятельности, будет ли он впоследствии ставить духовные ценности выше материальных благ – все это во многом зависит от его первых шагов в мир знания. Развитие духовного начала без школы едва ли может состояться. Это ее приоритетная задача, более важ- ная, чем сообщить некую сумму знаний. Вот ее решать и стремился Л. Н. Толстой своей «Азбукой». 13 ноября 1872 года вышло в свет первое издание «Азбуки» Л. Н. Тол- стого, в которой были представлены лучшие из сказок, басен, былин, по- словиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названи- ем «Новая азбука». Несколько позже были изданы четыре тома «Русских книг для чтения». Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и другие произведения [1, 2]. «Азбука» является разработкой духовно-нравственного учения Л. Толстого о человеке, воспитательный потенциал которой был сове р- шенно не востребован в педагогике. Однако именно его при изучении л и- тературы ставил во главу угла Л. Н. Толстой. Он писал: «Цемент, кото- рый связывает всякое художественное произведение в одно целое и от этого производит иллюзию отражения жизни, есть не единство лиц и по- ложений, а единство самобытного нравственного отношения автора к предмету» [1]. «Азбука» Л. Н. Толстого содержит многочисленные пословицы и по- говорки. Некоторые из них являются прекрасным материалом для духов- но-нравственного воспитания подрастающего поколения. Многие из них не потеряли свою актуальность и сегодня. Например, следующие: «Не рой другому яму, сам упадешь», «Люби взять, люби и дать» и др. Особое место в «Азбуке» занимают рассказы, большинство которых моралистичны. Их назидательность естественно вытекает из самого по- вествования. Смысл рассказов в том, что при чтении их у детей возникает

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=