МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

133 – урок должен быть соразмерен силам ученика. По мнению Л. Н. Толстого, учитель должен быть методически гра- мотным, изучать и применять опыт других педагогов, а также, несомненно, должен «уметь учить других» и творчески подходить к решению педагоги- ческих задач, самое же главное – быть человеком. И здесь нам кажется уместным привести образное сравнение учителя с математической дробью, сделанное Л. Н. Толстым: «Учитель подобен дроби, где числитель – то, что он собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе воображает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А если знаменатель бесконечен, то дробь равна нулю» [5, с. 66]. Наследие Л. Н. Толстого в области педагогики свидетельствует о том, что он воспринимал педагогику в единстве, и как науку, и как искусство, считая, что эти составляющие не могут быть отделены друг от друга. Он писал: «Для того чтобы сделаться наукой, и плодотворной наукой, пе- дагогике, по нашему убеждению, нужно перестать основываться на абст- рактных теориях, а принять за основание путь опыта и выводить свои по- ложения от частных к общим, а не наоборот» [2, c. 39]. Таким образом, Лев Николаевич Толстой считал, что образование стоит на трех китах: совесть, любовь и свобода. Его вклад в педагогику ог- ромен, а его педагогические воззрения уникальны, именно поэтому имя Льва Николаевича Толстого как великого педагога бессмертно. Литература 1. Гусев Н. Н. Педагогические высказывания Л. Н. Толстого. – М.: Ра- ботник просвещения, 1928. 2. Вейкшан В. А. Толстой о воспитании и обучении. – М.: АПН РСФСР, 1953. 3. Толстой Л. Н. Воспитание и образование // Ясная Поляна. – 1862. – № 7. 4. Толстой Л. Н. Собрание сочинений: В 22 т. – М.: Худож. лит., 1984. – Т. 21. 5. Тулупов Н. В. Лев Толстой как педагог. – М.: Типография товари- щества И. Сытина, 1911. 6. Шифман А. И. Толстой – это целый мир. Очерки и рассказы. – Ту- ла: Приок. кн. изд-во, 1976.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=