МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

132 Путешествия Л. Н. Толстого по Европе, где он ознакомился с некото- рыми системами образования, глубоко разочаровали его. Об этом он писал в дневнике: «Был в школе. Ужасно. Молитва за короля, побои, все наи- зусть, испуганные, изуродованные дети!» [4, с.229]. Поэтому Л. Н. Толстой считал, что в школе должны отсутствовать меры принуждения и наказ а- ния, а уважение личности ребенка и свобода, соединенные с безгранич- ной любовью, помогут развить в ребенке самые лучшие человеческие к а- чества. Эти подходы он реализовывал на практике в Яснополянской школе. Л. Н. Толстой пытался индивидуализировать обучение, прони к- нуть во внутренний мир ребенка, изучить его желания и интересы, а та к- же помочь в реализации склонностей, способностей и раскрытии творч е- ского потенциала. Лев Николаевич предвидел, что пройдет достаточно много времени, прежде чем его учение будет признано. Вот как он писал об этом в статье «О воспитании и образовании»: «Едва ли еще через сто лет мысль, которую, я, может быть, неясно, неловко, неубедительно выражаю, сделается общим достоянием; едва ли через сто лет отживут все готовые заведения: училища, гимназии, университеты и вырастут свободно сложившиеся заведения, имеющие своим основанием свободу учащегося поколения»[3, с. 58]. Необходимо отметить, что Л. Н. Толстой был не только реформато- ром, но и прекрасным психологом и педагогом, поскольку он смог про- никнуть в тайны души ребенка, поняв при этом, что именно ребенок явля- ется центром педагогического процесса. Другим важным вопросом, которым занимался Лев Николаевич, был вопрос о личности учителя. Л. Н. Толстой описывал образ реального учи- теля, который мог бы вырастить творчески развитую личность. Рекомен- дации, написанные Л. Н. Толстым, представляют собой большую цен- ность. Писатель знал, что отношения между учащимися и педагогом должны быть без страха и принудительности. «Насилие в деле воспитания и образования, – пишет Толстой, – есть следствие деспотизма, и приводит к отрицательным результатам. Насилие употребляется только вследствие поспешности и недостатка уважения к человеческой природе» [1, с. 104]. Такая точка зрения позволяет Л.Н. Толстому выдвинуть главный постулат успешного обучения: «Любовь учителя к своему делу – необходимое усло- вие успешного обучения» [1, с. 85]. Л. Н. Толстой утверждал, что условия обучения играют немаловаж- ную роль. Самыми важными условиями, которые ведут к успешности обу- чения, таковы: – отсутствие непривычных предметов и лиц там, где учится ученик; – ученик не должен стыдиться учителей или товарищей; – ученик не должен бояться наказания за непонимание («очень важно»); – нельзя, чтобы ребенок переутомлялся;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=