МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

131 Е. С. Яковлева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – И. В. Игнатова ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ Л. Н. ТОЛСТОГО Личность Льва Николаевича Толстого многогранна и удивительна, а его уникальность и гениальность признаны во всем мире. Все его творче- ство пронизано тонкой сетью нитей философских мыслей и педагогических воззрений. М. Горький писал: «Толстой – это целый мир» [цит. по 6, с. 5]. Лев Николаевич не только величайший русский писатель и мыслитель, но и публицист, просветитель, религиозный мыслитель, член-корреспондент Императорской Академии Наук, а также видный педагогический деятель. Лев Николаевич посвятил 60 лет своей жизни педагогической дея- тельности и внес огромный вклад в ее развитие. Л. Н. Толстой изучал про- блемы народного просвещения сначала как рядовой школьный учитель, за- тем как редактор педагогического журнала «Ясная Поляна», педагог- публицист, и, наконец, как педагог-теоретик. Возникают вопросы: почему Л. Н. Толстой обратился к педагогике и вопросам воспитания? Почему его так интересовала личность педагога и учителя? Точные ответы на эти вопросы нужно искать в личности самого Л. Н. Толстого. Он был феноменальным человеком, его любовь к детям, стремление к признанию индивидуальности, неповторимости и уникально- сти каждого ребёнка толкали Льва Николаевича на оригинальные педаго- гические эксперименты. Мы попытаемся с позиций современной педагогики проанализировать педагогические взгляды Л. Н. Толстого на личность педагога и учащегося как непосредственных участников образовательного процесса, на требова- ния, предъявляемые к ним, и на систему образования в целом. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого началась с работы учи- теля в обычной Яснополянской школе. Там он лично обучал крестья нских детей грамоте, составлял для них азбуки и книги для чтения. Яснополя н- скую школу можно по праву назвать педагогическим экспериментом того времени, эпохи преклонения и почитания немецкой системы образова- ния, которая была направлена на смирение резвости детей. В немецкой системе применялись угрозы и наказания как средства контроля повед е- ния детей. Лев Николаевич восстал против такой регламентации и дис- циплины. Он считал, что идея свободного воспитания является наиболее правильной, т. к. свободное воспитание содействует саморазвитию, с а- мораскрытию склонностей, способностей и талантов, заложенных в р е- бенке от рождения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=