МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

129 Л. Н. Толстого. Б. В. Мазурин пишет: «Были еще два подростка из детско- го дома – Федя Сэпп, эстонец, и Антоша Краснов, чуваш. Московский школьник Котя Муравьев. В дружном, трудовом, трезвом коллективе и они, естественно, вырастали трудовыми и хорошими людьми» [3, с. 96]. Б. В. Мазурин неоднократно посещал московское вегетарианское об- щество имени Л. Н. Толстого, проводил беседы, читал доклады, посвящен- ные философским трактатам писателя. Постепенно вегетарианцы приоб- щались к жизненному укладу толстовцев и вступали в коммуну [3, с. 99]. В 1927 г. многие толстовские артели подверглись гонениям со ст о- роны государства. Коммуне «Жизнь и труд» пришлось переселяться в Сибирь, произошло это вследствие отказа толстовцев от участия в ко л- лективизации. Перестали существовать Новоиерусалимская коммуна им. Л. Н. Толстого, Тайнинская сельско-хозяйственная артель в Перловке [3, с. 113]. Вследствие разорения многих артелей коммуна «Жизнь и труд» крепла и набирала новых единомышленников. В сложившихся обстоятель- ствах переселение было неизбежным. Помимо просветительской деятельности, проводившейся за предела- ми коммуны, толстовцы по вечерам собирались для разучивания песен, вели философские кружки, на которых рассуждали о нравственности, об- суждали трактаты и художественные тексты Л. Н. Толстого. По мотивам произведений писателя ставили спектакли, чаще всего выбирали для инс- ценировки пьесу «Живой труп». На поэтических вечерах звучали стихотворения поэтов-современников, как правило, посвященные крестьянскому труду и деревенской жизни. По свидетельству коммунаров, одним из таких стихотворений был текст С. Дрожжина «Покиньте удушливый город, друзья» [3, с. 109]. Помимо по- этических сочинений толстовцы исполняли песни религиозного содержа- ния, читали тексты сторонников разных вероисповеданий, что свидетельст- вует об атмосфере религиозной терпимости и толерантности [3, с. 125]. Философские рассуждения о роли труда в воспитании человека нашли отражение в поэтических произведениях коммунаров. Эти тексты, в боль- шинстве своем, можно отнести к разряду наивной поэзии (термин получил обоснование в концепции С. Ю. Неклюдова [6]). Примером может служить произведение Б. В. Мазурина: В этот день голубой, Мы с природою лучезарною Прозвеним одной струной. Вилы длиннозубые, В копны рыхлые, душистые С силою вонзим И напружившись, Вёдру радуясь,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=