МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.
128 общий стол, гуляй, смотри три дня, а на четвертый и далее – будь гостем, но принимай участие в труде, наравне со всеми» [3, с. 101–102]. С конца 1850-х гг. Л. Н. Толстой ведет активную деятельность по рас- пространению грамотности в крестьянской среде. Им была создана ясно- полянская школа, основано издательство «Посредник», педагогический журнал «Ясная поляна». Инициатором сохранения просветительской дея- тельности писателя стал Б. В. Мазурин. Коммунары знакомили крестьян- ское население с творчеством Л. Н. Толстого, прежде всего 1880-х годов. Особой популярностью среди коммунаров пользовались трактаты «В чем моя вера», «Соединение и перевод четырех Евангелий», «Проезжий и кре- стьянин», «Много ли человеку земли нужно», написанные в период поиска Л. Н. Толстым ответов на вопросы о смысле жизни. Основу этих произве- дений составляет нравственная проблематика. Автор в притчевой форме обращается к крестьянству с призывом жить по закону Божию, отречься от материальных благ ради духовного самосовершенствования и перестать подчиняться высшему сословию. Данные постулаты являлись фундамен- тальными как для организации быта в коммуне «Жизнь и труд», так и в про- светительской деятельности толстовцев. Приведем отрывок из воспоминаний председателя коммуны Б. В. Ма- зурина, характеризующий атмосферу, в которой велись беседы о творчест- ве писателя: «Задумали мы как-то провести в Тропареве беседу о Толстом и его мировоззрении. Собрались в чайной. Чайная была в селе своего рода клубом, сидя за чайником дешевого чая, мужики беседовали о своих делах, о базаре и т. д. Туда и явились мы – мой отец, Николай Васильевич Троиц- кий и я. Народу собралось много – исключительно мужики, в большинстве старые, бородатые и серьезные. Отец говорил о Евангелии Толстого и чи- тал выдержки. Сначала его встретили суровыми окриками: «Не смешивай духовного со светским» и т. д., но потом слушали со вниманием и по окон- чании просили заходить и беседовать еще. Особенный успех выпал на до- лю Николая Васильевича, он прочел известное письмо Толстого крестья- нину о том, «долго ли будут многомиллионные серые сермяги тащить перевернутую вверх колесами телегу». Я притащил целую кипу брошюрок Толстого – «Истинная свобода», «Проезжий и крестьянин», «О войне» и другие издания «Посредника», и у меня их все раскупили» [3, с. 102]. Рассказ Б. В. Мазурина отражает идеи, объединяющие коммунаров. Ак- тивная просветительская работа проводилась в форме бесед о мировоззре- нии Л. Н. Толстого, во время которых одним из основных вопросов был вопрос о религиозных убеждениях писателя. Знакомя крестьян с художественным, публицистическим и философ- ским наследием Л. Н. Толстого, коммунары способствовали ликвидации безграмотности в Московской области. Просветительская деятельность приобщала детей к жизни в коммуне, воспитанию через произведения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=