МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

126 На основе экспериментов в Яснополянской школе, изучения работы школ в России и за рубежом Л. Толстой убедился, что традиционно ис- пользуемый набор методов и приемов обучения часто неадекватен возрас- тным и психическим особенностям детей, в связи с чем активность детей падает, возникает непонимание и боязнь, скованность и равнодушие по от- ношению к учителю и учебному материалу. В свою очередь, Лев Николае- вич разработал целую систему различных методов и приемов, стимули- рующих активность учеников, их творческую деятельность, создающих раскованную и благоприятную для учения атмосферу на уроке [5]. Л. Толстым создана целая методика разнообразных эмоциональных воздействий на учащихся, которая широко использовалась им для проб у- ждения интереса и активизации мыслительной деятельности школьников. Лев Толстой добивался активизации учебного процесса, формиров ании самоконтроля у учащихся в преподавании математики, рисования. Он писал, что часто рисовал нарочно неправильно, чтобы убедиться, н а- сколько у учеников выработалось верное суждение о соотношении и пр а- вильности линий. Рисуя фигуру, Л. Толстой обращался к ученикам с в о- просами, какие добавления, изменения, по их мн ению, следует внести в рисунок. Такой прием в обучении поощрял учеников, стимулировал их активность [4, с. 62]. Для формирования операций анализа и синтеза Л. Толстой создавал «ситуации затруднения», как средство активизации мыслительной дея- тельности учащихся, причем создавались такие условия, при которых пу- тем комбинирования известного предполагалось нахождение нового. В процессе обучения Л. Толстой придавал большое значение развитию са- мостоятельности и творческого мышления у учащихся. Он писал: «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать... В каждом ребенке есть стремление к самостоятельности, которое вредно уничтожить в каком бы то ни было преподавании и которое особливо обнаруживается недовольством при срисовывании с образцов» [5, с. 64]. Л. Н. Толстой учил детей оценивать и контролировать свою учебную деятельность, предлагая им завести дневник наблюдений. В юности он сам заводил дневник, в котором фиксировал свои недостатки и намечал пути их преодоления. Благодаря работе над собой, он сумел преодолеть лень, тщеславие, лживость и многие другие дурные наклонности и выработал в себе человеколюбие, наблюдательность, творческое воображение, память. Значительное место среди методов обучения, активизирующих учеб- ный процесс и вызывающих мотив к обучению, занимает «рассказ - рассказывание». Толстой строил такой рассказ по интересному сюжету, образно описывал переживания и поступки действующих лиц, увлекая детей и заставляя их сопереживать героям п овествования. Безусловно,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=