МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

125 гический статус школьника представляет собой совокупность психоло- гических характеристик важнейших видов деятельности, поведения и внутреннего психологического состояния, оказывающих существенное влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде [3]. М. Р. Битянова определяет психологический статус младшего школь- ника, как систему психологических характеристик ребенка, которая вклю- чает познавательную сферу, индивидуально-личностные особенности ре- бенка, семью как ресурс адаптации первоклассника и эмоциональную сферу [1, с. 69]. Развивая данный подход М. Р. Битянова и А. В. Потапова раскрывают структуру психологического статуса учащегося. В нашем ис- следовании мы опирались на работу ученых и вслед за ними в структуре психологического статуса выделили следующее: 1) социальные особенно- сти школьника; 2) познавательная сфера младших школьников; 3) особен- ности мотивационно-личностной сферы; 4)особенности отношений школь- ника к самому себе и к миру; 5) особенности поведения школьника в ситуациях внутришкольного взаимодействия [1]. Исследуя вопрос о влиянии перечисленных компонентов психологи- ческого статуса на результаты обучения, мы остановимся на нескольких составляющих психологического статуса учащегося: мотивации, само- оценке и самоконтроле, мыслительных операциях – анализе и синтезе. В настоящее время в начальной школе многообразие трудностей в достижении образовательных результатов представляет собой и процесс адаптации ребенка к школе, и всевозможные специфические нарушения способности к обучению, и различные «группы риска». Уровень развития мышления обучающихся в начальной школе отражает уже сформирован- ные психические функции и относится к условиям образования. Его можно назвать образовательным потенциалом, так как он определяет способность к учению. В известной степени изменение этого уровня является и резуль- татом образовательного процесса. То же относится и к мотивации к уче- нию. С одной стороны, мотивация является условием образовательного процесса и влияет на его ход, а с другой – ее характер и изменение отра- жают развитие личности в результате этого процесса [2]. Современные тенденции совершенствования начального образования актуализируют проблему изучения педагогического наследия. В связи с этим важным является обращение к педагогическому и литературному наследию Л. Н. Толстого. Идеи Л. Н. Толстого в контексте нашего исследования ценны с двух точек зрения. Известно, что Л. Н. Толстой, помещая в центр своей педаго- гической концепции личность ребенка, выстроил вокруг нее систему ди- дактических, значимых в обучении и воспитании детей. Также интересен педагогический опыт, накопленный Л. Н. Толстым за время его работы в Яснополянской школе.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=