МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

123 1) чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно; 2) чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях. Важной предпосылкой прочного усвоения знаний Толстой считал фактор наличия у школьника понимания целей знаний, что оживляет ум ученика, мобилизует его волю и силы на преодоление трудностей учения и достижение его высших результатов. [2, с. 56]. Могучим средством достижения сознательных и прочных знаний Тол- стой считал наглядность. Она должна обеспечивать яркое эмоциональное запоминание ребенком живых образов, возбуждать детское воображение, творческую фантазию, стремление к глубокому познанию вещей, явлений. [2, с. 71]. Сегодня многие учителя почувствовали возможность работать творчески и свободно. Назревает проблема создания такой педагогической системы, которая раскрывала бы гуманистическую природу человека в процессе его духовного и физического становления и развития. Так, в начале 90-х годов сформировалась экспериментальная педаго- гическая система «Школа Л. Н. Толстого». Она представляет собой педа- гогическую инновационную систему нового типа, главной задачей которой является полноценное гуманистическое образование детей, основанное на духовном и физическом развитии и самосовершенствовании ребенка. Ба- зовая идея концепции: «создание школы, формирующей творческую сози- дательную личность в единстве развития нравственно-чувственного, ра- зумно-познавательного и волевого начал человека» [1, с. 23]. Интересен опыт работы средней школы № 31 г. Тулы, где коллектив реализует педагогическую технологию «Школа индивидуального выбора». Модель школы – это один из возможных путей реализации гениальной идеи Льва Николаевича, а именно: построение образовательного процесса на основе свободы выбора учебного материала. Школьный компонент позволяет ученику выбирать содержание, объ- ем, глубину, форму и темп образования, а учителю – реализовать потенци- ал личности. [1, с. 24]. Мотивы выбора ЗИВов (занятия индивидуального выбора) у каждого ученика свои. Он получает возможность сформировать психологические и социальные установки на самостоятельный выбор пути, способа учения, утвердить привычку к осуществлению самообразования. Опыт показывает, что большей популярностью пользуются курсы, имею- щие практическую направленность (например, народные ремесла, дизайн, основы здорового образа жизни, самолечения, психологии семейной жиз- ни, общения и т. п.). Эта модель педагогического процесса пока не являет- ся массовой, однако все больше учебных заведений используют такой опыт [1, с. 26]. Анализ литературы, практические наблюдения показывают, что со- временная дидактическая система опирается на педагогические идеи Л. Н. Толстого:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=