МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

122 Л. С. Козлова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – Т. В. Сафонова ВЗГЛЯДЫ И ИДЕИ Л. Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ Педагогические поиски Л. Н. Толстого привлекают современных ис- следователей актуальностью взглядов на проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Желание научить детей творчески мыслить, формировать их духовные потребности и нравственные качества заставля- ет нас, как и много лет назад Льва Николаевича, задуматься о путях и средствах модернизации образовательной системы и искать новые под- ходы и методы. В конце XIX – начале XX в. российское образование переживало пору своего расцвета, и в то же время на его состоянии сказывались потрясения, происходившие в обществе. Сейчас наблюдается переориентация ре- зультата образования с понятий «подготовленность», «образованность», «общая культура», «воспитанность» на понятия «компетенция», «компе- тентность» обучающихся. Так, в Концепции развития образования РФ применительно к общему образованию отмечается, что «общеобразова- тельная школа должна формировать новую систему универсальных зна- ний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и лич- ной ответственности обучающихся». Ответ на вопрос, как это сделать, можно найти в педагогическом наследии Л. Н. Толстого. Свои педагогические позиции писатель высказывал в публицистиче- ских работах. С 1861 года он издавал специальный педагогический журнал «Ясная Поляна», в котором выступал с критикой традиционной школы. В своих статьях Л. Н. Толстой уделяет большое внимание обоснова- нию принципа свободы в воспитании и образовании детей. В яснополян- ской школе педагогический процесс основывался на уважении личности ребенка, развитии его активности и самостоятельности. «Ребенок вопло- щает в себе идеал нравственной чистоты и неиспорченности, а потому и недопустимо грубое вмешательство взрослых в духовный мир личности ребенка» [2, с. 38]. Важное место Толстой отводит принципу сознательности и активно- сти. Обучение, как он утверждал, – многосторонний процесс, а не только воздействие лишь на интеллект ребенка. Это процесс активного, созна- тельного и творческого, а не механического усвоения детьми сообщаемых им в школе знаний и навыков. В основе успешного обучения Толстой на- звал соблюдение двух дидактических требований:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=