МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

121 писатель считал простоту и быстроту в достижении конечногорезультата – формирования умения читать. Интересно отметить, что методисты ХХ века обратили внимание на одну важную особенность методики Л. Н. Толстого – её фонологичность. Фонология как раздел языкознания будет разработана лингвистами почти сорока годами позже выхода в свет «Азбуки» Л. Н. Толстого, а между тем великий писатель своим великолепным языковым чутьем уловил важней- ший момент в методике обучения чтению: согласный звук в русском языке находится в сильной позиции именно перед гласным, поэтому освоение звукового значения буквы согласного звука действительно оптимально в сочетаниях типа «согласный+гласный». Неудивительно поэтому, что идеи Л. Н. Толстого нашли свое отраже- ние в работах ученых педагогов и психологов двадцатого века. В системе развивающего обучения грамоте, разработанной советским психологом Д. Б. Элькониным и его коллегами, прослеживается влияние толстовского слого-звукового метода. Д. Б. Эльконин предложил фонематический метод обучения грамоте. Суть его заключалась в том, что ребенок под руководством взрослого ана- лизирует звуковой состав слова, а затем из полученных таким образом зву- ков синтезирует исходное слово. Ребенок должен был понять принцип об- разования слова из звуков и применить эту аналогию к последующему изучаемому материалу – логика, в которой происходило обучение грамоте и в опыте Л. Н. Толстого. Таким образом, идеи Л. Н. Толстого опередили свое время и оказа- лись востребованными спустя почти полтора столетия. Литература 1. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения / Сост. Н. В. Вейкшан (Кудрявая). – М., 1989 2. Рамзаева Т. Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2121 «Педагогика и методика начального обучения». – М.: Просвеще- ние, 1979. 3. Ушинский К. Д. Родное слово: Книга для учащих: Советы родите- лям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первона- чальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово»: Год первый. – 1861.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=