МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

120 Несколько раньше Толстого свой метод обучения грамоте, названый «звуковым аналитико-синтетическим» предложил российский педагог К. Д. Ушинский. Данный метод объединил анализ и синтез как мысли- тельные операции, была введена система упражнений со звуком, слогом и словом. Обучение грамоте опиралось на живую речь учащихся, включа- ло в себя систему мер по развитию речи детей. За основу обучения грамоте брался звук, отсюда – огромное внимание выделению звуков, звуковому анализу и синтезу, артикулированию звуков, развитию фонематического слуха у детей. Изучение звуков начиналось обычно с какого-нибудь глас- ного, например, «у», к которому затем прибавляется какой-нибудь соглас- ный, например, «т», сначала в так называемом обратном слоге «ут». При этом детям предписывалось тянуть первый звук, а потом, не бросая его, прибавлять к нему второй. Затем таким же образом прочитывался прямой слог «ту». В качестве единицы чтения брался слог, отсюда – большое вни- мание к слоговой работе: чтение слогов, слоговые таблицы и т. д. Слого-звуковой метод Толстого при некоторых совпадениях с мето- дикой К. Д. Ушинскго имел ряд отличий: 1. На первом этапе дети выучивали алфавит, при этом каждая буква согласного звука называлась «бэ», «вэ», «рэ» – т. е. с «призвуком э». 2. На втором этапе дети складывали и раскладывали слоги по образцу и под руководством учителя. «Простейший способ заучивания следующий: заставьте ученика на слух, без книги складывать слоги оканчивающиеся гласною; говорите: бе, ре, а – бра; де, ре, у – дру; же, не, и – жни; бе, а – ба; зе, а – за; се – те – ре – у – стру; ве – се – те – ре – е – встре и т. д., и заставляйте его повторять за собою. Ученик очень скоро привыкнет на слух откидывать ненужную гласную е. Большое количество согласных в одном слоге – встре и т. п. – нисколько не затрудняет при этом ученика. Почти всякий ученик, после десяти таких повторений за учителем на слух складов, уже сам начинает складывать. Вы говорите ему: пе, ре, о, – и он прямо отвечает про и т. д.» – писал Толстой [1, с. 114]. Затем аналогичным образом на слух дети рас- кладывали слови: кро – ке,ре,о; вдру – ве,де,ре,у и т. д. 3. На третьем этапе после усвоения т умения складывать и расклады- вать слоги на слух Л. Н. Толстой рекомендовал обучающим: «Заставьте ученика читать и складывать то же самое по книге или доске и точно также раскладывать и писать» [1, с. 126]. 4. На четвертом этапе подобная работа по складыванию и расклады- ванию проводилась уже не со слогами, а с целыми словами, сначала устно, затем по книге и письменно. Как писал сам Лев Николаевич «способный ученик выучивается в 3, 4 урока хотя медленно, но правильно читать, а неспособный – не более как в 10 уроков» [1, с. 137]. Таким образом, достоинством своего метода сам

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=