МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

118 ких аспектах, как орфография и каллиграфия, потому что это стеснит уче- ника в свободном выражении мыслей и вызовет страх ошибки. В ХХ веке идеи Л. Н. Толстов плане обучения творческому письму оказались востребованы прежде всего замечательным советским педагогом В. А. Сухомлинским. Он разделял мнение Л. Н. Толстого о том, что успех воспитания и обучения во многом определяется развитием эмоционально- чувственной сферы ребенка. В связи с этим значительную роль в воспита- тельно-образовательном процессе он отводит работе над сочинением. В книге В. А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» широко пред- ставлено детское творчество как средство и результат воспитания. Со з- дание сказок, тонкие наблюдения над природой, умение передать ощ у- щение своей неразрывной связи с окружающим миром – в этом Василий Александрович видел слияние творческого восприятия с анализом, с размышлением, с нравственным, гражданским содержанием. «Эмоцио- нально-эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки – вот в чем животворный источник детского творчества », – считал В.А. Сухомлин- ский [2, с. 112]. В главе «Родное слово» В. А. Сухомлинский описывает авторскую методику обучения детей написанию сочинений: 1. Организация экскурсии, наблюдения за природой. Главной задачей Василий Александрович, как и Л. Н. Толстой, счита- ет при помощи сочинения воспитание в детях эмоционально-эстетического восприятия слова. Для этого следует в первую очередь привить детямуме- ния чувствовать и видеть красоту природы. Поэтому Сухомлинский предла- гает писать детям сочинения после прогулки или во время нее. Природа– «живой источник мысли» [2, с. 110] для ребенка. Путешествия к этому «источнику» содействуют эстетическому, смысловому, эмоциональному познанию оттенков слов. 2. Предложение учителем образца сочинения. В. А. Сухомлинский считал, что нельзя ожидать, будто ученик сразу сможет описывать что-либо, даже если у него уже есть некие образы. Учи- тель должен дать пример, образец, который чтобы он служил опорой и аналогией для детей. 3. Составление детьми собственных сочинений по аналогии (устно). Дети по аналоги с сочинением учителя составляют свои небольшие устные рассказы, которые затем записываются и оформляются в общий сборник. По мнению Сухомлинского, это является одним из лучших уп- ражнений для развития речи и мысли. Таким образом, методика В.А. Сухомлинского оказывается во многом близкой к методике Л. Н. Толстого: наличие живых впечатлений в качестве материала сочинения, присутствие учительского образца, коллективность творчества, отсутствие ограничений во времени на написание сочинения.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=