МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

117 М. О. Паршутина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Научный руководитель – М. Ю. Барабанова ПЕРСПЕКТИВЫ МЕТОДИКИ Л. Н. ТОЛСТОГО ПО ОБУЧЕНИЮ СОЧИНЕНИЮ Наследие Л. Н. Толстого, его педагогические идеи оказали большое влияние на духовную жизнь общества и нашли подтверждение в последую- щем развитии образования в России и за рубежом. Вклад Льва Николаевича Толстого в педагогику неоценим. В своих трудах он формулирует не только основные принципы своей дидактики, которые используются и в наше время, но и принципы методики преподавания грамматики, арифметики и т. д. Не исключением становится и обучение написанию сочинения. В развитии творческих способностей учащихся, по мнению Толстого, большое значение имеют детские сочинения. В своей статье «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас и ли нам у крестьянских ребят?» [1] Лев Николаевич описывает случай из своей педагогической практики – написание сочинения совместно с учениками. Из этого опыта Л. Н. Толстой выводит основные принципы обучения детей творческо- му письму: 1. В качестве темы сочинения предлагается сочинение по пословице. Л. Н. Толстой считает, что на каждую пословицу у ребенка рождается ассоциация с человеком или явлением, а это благотворно влияет на творче- ский потенциал ученика 2. Начинает работу сам учитель. Задача учителя – дать ребенку начальные образцы работы по написа- нию сочинения. Л. Н. Толстой отмечал, что при писании очень важно вы- бирать нужные и интересные мысли, успевать записывать их, подбирать слова, не повторяться. Детям поначалу самостоятельно делать это сложно, поэтому здесь и необходима помощь учителя. 3. Дети продолжают работу над сочинением самостоятельно. Коллек- тивное творчество может происходить в течение нескольких дней. Толстой подробно описывает пример такого коллективного творчест- ва крестьянских детей при написании сочинения. Дети подают идеи, из ко- торых выбираются наиболее удачные и помещаются в сочинение. Такая работа происходит на протяжении нескольких дней, пока сочинение не бу- дет закончено. 4. Проверка сочинения учителем При оценке сочинения ученика педагог должен рассматривать сочи- нение только с эстетической стороны. Не стоит заострять внимание на та-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=