МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

115 го ребенка необходимо формировать у него не отдельные, узкоспециали- зированные знания, а широкие компетенции. Говоря в рамках обозначенной проблемы об изучении иностранного языка, мы хотим остановиться на теме «Духовная жизнь людей: любовь, сострадание, преданность, самопожертвование как важные составляющие человеческой личности; героические поступки людей». Этот материал представляет собой такую тему, где можно проследить использование межпредметных связей иностранного языка и литературы и, с нашей точки зрения, процесс формирования и развития социо-культурной компетенции. По мнению И. А. Зимней, особенность иностранного языка заключается в его «беспредметности». Будучи открытым для использования содержа- ния других учебных дисциплин, иностранный язык используется как сред- ство общения, где тематика речи привносится из других областей знания. Сегодня мы рассмотрим пример, когда литературное содержание может стать основой для изучения обозначенного выше лексического материала на уроке английского языка. Тема качеств личности, духовности является одной из последних в курсе иностранного языка в 11 классе (профильный уровень обучения). Она представляет собой некий итог изучения смежных тематических разде- лов в течение всего периода обучения в школе, поэтому на ее освоение вы- деляется два спаренных урока. Для того чтобы беседа по данной теме обрела предметный смысл, мы предлагаем учащимся обратиться к литературному материалу начальной школы, а именно, коротким рассказам Л.Н. Толстого «Булька», «Лев и собачка», «Косточка», «Акула», «Прыжок» и др. Такой материал предлагается не случайно. Во-первых, короткая фор- ма и уже известное содержание не перегружает учащихся во время подго- товки к уроку английского. Это значит, что ребята могут сконцентрировать свое внимание на языковом оформлении своего задания. Во-вторых, все рассказы Льва Николаевича как нельзя лучше обеспе- чивают интеллектуальную, легко усваиваемую пищу для размышления в рамках изучаемого нами материала. Как правило, выбор учащихся не ог- раничивается одним рассказом. Вспомнив несколько произведений, ребята априори затрагивают несколько тем, освещаемых в рассказах Толстого. Это и любовь к ближнему в разных ее проявлениях, и ответственность, и чувст- во долга, и самопожертвование, и пороки и добродетели, живущие в чело- веческих душах, и многое другое. Каждая такая тема становится языковым кластером, к которому подбираются слова-ассоциации, что стимулирует по- вторение синонимических рядов в рамках нашего раздела изучения. Одно- временно обсуждаются и понятия, противоположные заявленным, что ста- новится основой для повторения антонимических рядов. В-третьих, рассказы Толстого невозможно читать без эмоционального отклика, что является естественной мотивацией учащихся к обсуждению

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=