МЕЖВУЗОВСКИЕ VII ТОЛСТОВСКИЕ СТУДЕНЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ 2016 г.

113 На примере былей учатся безопасному поведению, положительным мо- ральным качествам, составляют правила и советы по поведению в опреде- ленных ситуациях. Например, обучающимся 2 класса после изучения были «Пожар» было предложено задание – изготовить памятки, которые позво- лят другим детям узнать о правилах безопасного поведения. Ребята напи- сали не только о правилах поведения при возгорании, таких как «нельзя прятаться во время пожара», «нельзя баловаться со спичками», «если заго- релся электроприбор, нужно отключить его от розетки и накрыть покрыва- лом», «если горит огонь, не нужно разжигать его ещё сильнее», но и боль- шинство упомянуло об общих правилах, которые будут полезными в любой ситуации. Например, «нельзя оставлять детей без присмотра», «нужно слушаться родителей», «нельзя оставлять в беде человека или жи- вотное», «нужно всегда искать выход из трудной ситуации». Некоторые произведения предлагаются для инсценировки, что спо- собствует лучшему усвоению и запоминанию, а также развитию творче- ских способностей детей. В ходе обсуждения рассказов, былей, басен обу- чающиеся стремятся выяснить причину неприятностей, случившихся с героями произведений, предполагают другие возможные варианты раз- вития событий, стараются придумать продолжение были или рассказа. Бурю эмоций вызвали у ребят рассказы «Собака Якова» и «Молитва». Третьеклассники недоумевали, почему же караульщик, чьих детей спасла от волка собака, оставил её в лесу. Большинство ребят говорили о том, что он должен был быть ей очень благодарен. Но даже после того, как собака сама добралась до его дома, заботу о ней проявили только дети. Ребятам, конечно, очень хотелось изменить окончание рассказа, в котором собака бы не погибла, а осталась жива. Большинство обучающихся в ходе обсуж- дения упомянули об ответственности человека за братьев наших меньших, некоторые рассказали, как они ухаживают за своими питомцами и прояв- ляют о них заботу. Глава «Ивины» из трилогии «Детство. Отрочество. Юность» застави- ла обучающихся 4 класса задуматься о своем поведении, вспомнить какие- то не очень приятные моменты из собственной жизни. Абсолютное боль- шинство осуждало действия Сережи Ивина и сочувствовало Илиньке Грапу, многие не понимали, почему другие участники того события не за- ступились за беспомощного товарища, а продолжали просто наблюдать за происходящим, смеялись над Илинькой и даже помогали Сереже. Подводя итог, можно отметить, что изучение любого произведения Льва Николаевича Толстого всегда оставляет след в душе ребенка, оно да- ёт пищу для размышлений, заставляет задуматься о собственном поведе- нии, по-новому взглянуть на окружающих. Внеклассные мероприятия по произведениям Л. Н. Толстого позволяют развивать духовно-нравствен- ную культуру учащихся, что способствует выполнению Федерального го-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=